«Залог успеха — горизонтальные связи». Эксперты «Регионы России: Созвездие» о том, как развивать регионы
Сегодня вся логика экономического развития регионов основана на решении двух вопросов – получить бюджетное финансирование из федерального центра или не дать заинтересованному инвестору уйти в чужой регион. И пока государство занимается вопросом перераспределения от богатых к бедным, губернаторы озадачены рейтингами и KPI. У экспертов есть своё решение затянувшейся проблемы – межрегиональное сотрудничество.
27 сентября президент Владимир Путин заседание Совета Безопасности посвятил мерам совершенствования системы стратегического планирования в России. В частности, глава государства признал, что сложившаяся практика не обеспечивает комплексного подхода. «Ряд документов – прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях – не согласуются иногда между собой по целям и срокам, при их реализации не всегда удаётся наладить должное межведомственное взаимодействие», – обрисовал проблему президент Путин. В качестве ключевой цели он обозначил важность совершенствования системы стратегического планирования, развития её на качественно новой основе.
Подобные заявления о недостатках планирования прозвучали не впервой. Ранее в феврале 2019 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев также заявлял, что на фоне значительного количество принимаемых документов стратегического планирования их единая архитектура не выстроена. «Документы характеризуются отраслевой изолированностью, отсутствием стратегических ориентиров для бизнеса и регионов и практически не используются в процессе выработки и принятия решений», – говорил Патрушев. Более того, не всегда прослеживается взаимосвязь между стратегическими целями и бюджетным процессом, подчеркнул политик. Как видим, прошло два года, а ситуация не изменилась.
Вектор развития
С января 2020 года вопросами стратегического планирования занимается первый вице-премьер Андрей Белоусов, который выступает за создание экономики нового типа, соответствующей вызовам времени. Год назад он говорил о проведении масштабной реформы институтов развития, которая касается и их структуризации, организационных изменений, изменений формата их действий, целевых показателей, мотивации институтов развития и т.д.
«В данном случае нет никакой конкуренции (между региональными институтами и федеральными, – прим.), вопрос в том, чтобы их соединить в некую систему, и это вопрос следующего шага», – сказал тогда вице-премьер Белоусов. С весны 2021 года он начал проговаривать запуск единого механизма поддержки инвестиций в регионах. Новые стандарты планировали внедрить в пяти пилотных субъектах федерации: Воронежской, Сахалинской, Московской, Нижегородской и Тульской областях. В 2022 году предполагается использовать стандарт сопровождения инвестиционных проектов не менее чем в 15 территориях.
Важно, что работа Белоусова над созданием единого механизма поддержки инвестиций сопровождается уговорами крупного бизнеса. Накануне, 23 сентября на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов обратился к магнатам металлургической отрасли с чётким посылом: занимайтесь инвестициями, вкладывайтесь в национальное хозяйство, способствуйте экономическому росту, помогайте власти решать застаревшие социальные проблемы, оставшиеся ещё с 1990-х.
Всё бы нечего, только это не первая попытка вице-премьера Белоусова призвать олигархов к сознательности. В 2018 году, будучи помощником президента, он предложил увеличить налоги для горнодобывающих и химических предприятий, а также производителей удобрений. Пойди правительство на эту меру, бюджет страны пополнился бы на 500 млрд рублей. Предложение вызвало много критики со стороны бизнеса. В итоге был достигнут компромисс – 150 млрд рублей из-за повышения налога на добычу угля, железной руды, руд цветных металлов и удобрений, а также акциза на жидкую сталь. Поэтому есть все основания предполагать, что и на этот раз воззвания вице-премьера будут иметь еле ощутимый эффект.
Под опекой государства
После распада СССР началась дифференциация субъектов по уровню развития производств, благосостоянию населения и т.д. За последние 30 лет регионы обрели ещё большую экономическую зависимость, надеясь в своей политике во многом на госбюджет. Теперь эксперты уверены, что развивать регионы в нашей стране без подключения государственных средств невозможно.
«Сейчас, по сути, все регионы дотационные, так как каждый из них получает трансферы из госбюджета: больше или меньше, но получают все – и Москва, и Санкт-Петербург», – объясняет доктор социологических наук и директор Института региональных и международных исследований Валентина Комлева. В этом мы мало чем отличаемся от региональной политики Евросоюза, тоже основанной на государственных инвестициях и финансировании европейского фонда, считает доцент Комлева. Более того, из-за COVID-19 и санкций на местах возникает масса проблем, решение которых без поддержки государства невозможно, уверен эксперт.
Как комментирует доктор социологических наук Валентина Комлева, сейчас в развитии регионов действует мобилизационный подход. «У нас постоянные марш-броски на Восток, бросок в Арктику, бросок на Кавказ. Мобилизация ТОРов, НОЦов, технопарков… А такие крупные дела без государства не сделаешь», – продолжает она. На отечественный бизнес особо рассчитывать не приходиться: сегодня и он во многом зависит от госфинансирования. «Мечта почти каждого предпринимателя «прислониться» к госпрограмме, потому что это стабильные деньги, или выиграть тендер», – говорит эксперт по региональной политике. Другое дело, что надо уметь правильно распределить имеющиеся ресурсы, потом дать возможность получить результат и проанализировать его, почему он хуже ожидаемого. Однако сейчас так быстро меняются правила игры, что причины неудач не отследить, объясняет ситуацию Валентина Комлева: «Новый проект принимают, а про старый на этом фоне быстро забывают, хотя деньги потрачены».
Последний пример обманутых ожиданий – обещанные правительством льготные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Одна из крупнейших инициатив последних лет, направленная на социально-экономическое развитие субъектов федерации, экономическим чудом для губернаторов не стала. Хотя и было заявлено на федеральном уровне, что до 2023 года правительство Михаила Мишустина вложит в развитие региональной инфраструктуры 500 млрд рублей в форме федеральных кредитов по льготной ставке в 3%, на практике уже в конце сентября территории стали жаловаться в недополучении средств.
Магаданская область при запросах в 30 млрд рублей получила только 600 млн. Красноярский край готов был реализовать инициативы на 100 млрд рублей, но его ограничили лимитом в 10 млрд. Очевидно, что территории должны иметь альтернативные механизмы социально-экономического развития.
Горизонтальные связи
Налаживание горизонтальных связей между регионами – тот альтернативный путь субъектов федерации, который продолжает оставаться неосвоенным. Как считает эконом-географ и доктор экономических наук Владимир Климанов, потенциал регионального взаимодействия и интеграции отчасти сдерживается самой политической моделью, которая подразумевает значимую роль федерального центра в решении разного рода вопросов. «В случае наличия каких-то федеральных интересов могут быть задействованы несколько субъектов [федерации,- прим.], что формально может придавать проекту межрегиональный характер, но, тем не менее, он все-таки остаётся федеральным, потому что реализуется не путем взаимодействия непосредственно регионов», – комментирует экономист Климанов.
По словам Владимира Климанова, часто решение задач экономического характера в регионах сопровождается конфликтностью, поэтому сотрудничество между субъектами проявляется в том, чтобы разрешать возникающие противоречия. Более того, в последние годы российское законодательство закрепило особые формы межрегионального взаимодействия. К примеру, появилась возможность предоставления горизонтальных межбюджетных трансфертов в форме субсидий из бюджета одного региона в другой. «Но на самом деле практика такого сотрудничества скорее исключительная, уникальная, нежели массовая», – поясняет экономист Климанов.
В этом плане особняком стоит опыт Москвы, которая систематически оказывает материальную помощь ряду регионов, направляя свои бюджетные деньги на решение отдельных задач. «Москва активно предоставляет горизонтальные субсидии разным регионам, достаточно давно», – отмечает Владимир Климанов. И речь даже не столько о родном Подмосковье, которое из столичного бюджета с 2021 по 2023 годы получит 3 млрд рублей на ремонт подъездных дорог к садовым товариществам. Перманентно москвичи, возможно, сами не догадываясь, помогают развивать Севастополь. Еще в 2018 году между городами федерального значения было подписано соглашение на 2019-2021 гг. о инвестировании правительством Москвы 22 млрд. рублей в объекты социальной инфраструктуры крымского города-героя.
Остальные примеры межрегиональной поддержки единичны. Так в 2020 году Тюменская область субсидировала Курганской 450 млн. рублей бюджетных средств на строительство новых очистных сооружений и реконструкцию канализации. Цель – снизить количество вредных веществ в стоках в реку Тобол, протекающей на территории обеих областей. Ещё один положительный пример редкого сотрудничества – мост через реку Вах, который был открыт в 2014 году. Магистраль, ставшая основным объектом Северного широтного коридора, обошлась в 8,9 млрд. рублей. Причем в строительстве объекта участвовали бюджеты нескольких регионов — ХМАО, ЯНАО и Тюменской области (по программе «Сотрудничество»), а также средства Томской области.
По мнению директора Института региональных и международных исследований Валентины Комлевой, из-за ввода критериев эффективности губернаторов в региональной политике сложился парадокс, сделавший субъекты федерации конкурентами, а не партнерами: «Каждый губернатор вынужден толкаться локтями с соседом за инвестиции и человеческие ресурсы». Поэтому, вопреки важности понимания кооперации между субъектами, на которые направлены проекты макрорегионов и федеральных округов, желание объединить усилия для решения экономических задач у глав территорий снижено. И пока эффективность работы губернаторской команды измеряется экономическими показателями, мотивация к сотрудничеству между субъектами федерации не растёт.
«Регионы России: Созвездие» — это экспертная площадка регионального развития. Мероприятия проекта проходят в различных точках страны и охватывают широкий спектр тем. Развитие горизонтальных связей регионов станет одной из ключевых тем на стратегической сессии в Самаре, которая пройдёт в ноябре 2021 года.
The post «Залог успеха — горизонтальные связи». Эксперты «Регионы России: Созвездие» о том, как развивать регионы appeared first on Регионы России.