«Первый лавр победного венка». Как адмирал Михаил Лазарев открыл Антарктиду
В начале октября 1813 года от причала в Кронштадте без особой помпезности отошел фрегат «Суворов», которым командовал 25-летний капитан Михаил Петрович Лазарев. Так началось второе русское кругосветное плавание и первое грандиозное свершение Лазарева, которому на его веку было суждено не только обогнуть вокруг света, но и открыть Антарктиду, разгромить турецкие эскадры и воспитать целую плеяду выдающих флотоводцев.
«Неутомимая расторопность»
Ничто в детстве выдающегося мореплавателя такую карьеру не предвещало. Родился Михаил Петрович в губернском городе Владимире, откуда до любого ближайшего морского порта были сотни и сотни верст. К тому же в высших слоях аристократии на тот момент господствовало убеждение, что флот России не нужен. Поэтому уездные дворяне, чутко ловившие сигналы с самого верху, стремились направить своих детей по «сухопутной» карьерной траектории. Однако глава семейства – Петр Гавриилович Лазарев придерживался иного мнения и определил всех троих своих сыновей (Михаил Петрович был средним из братьев) именно в Морской кадетский корпус.
И, как выяснилось, не ошибся. В 1803 году Михаил Лазарев заканчивает учебное заведение и в числе лучших отправляется на стажировку в Великобританию, где пять лет ходит на британских военных кораблях.
Стоит отметить, что англичане сыграли в его судьбе особую роль – с английскими моряками ему приходилось и крепко дружить, и отчаянно воевать. Так, сразу после возвращения в Россию в 1808 году Лазарев получает чин мичмана и тут же попадает на войну. И как раз с Британией. Дело в том, что Россия только что заключила Тильзитский мир с Наполеоном и оказалась на стороне Франции, которая воевала с Англией. Британские эскадры начинают атаковать русские корабли в Балтийском море, наши обороняются, и во время одной из абордажных стычек Лазарева взяли в плен вчерашние товарищи по стажировке.
Менее чем через год он возвращается в Петербург, вновь участвует в боевых действиях – теперь уже против французов, участвуя в атаке российского флота на захваченный Наполеоном Данциг. Начальство лестно отзывается о молодом офицере: «Поведения благородного, в должности искушен и отправляет оную с неутомимой расторопностью и рачением», – сказано в очередном рапорте о Михаиле Лазареве. К осени 1813 года в формуляре 25-летнего Лазарева числится участие уже в 11 морских кампаниях, и поэтому выбор Русско-Американской кампании, предложившей ему возглавить второе русское кругосветное плавание, представляется весьма обоснованным.
Легендарные плавания
Задача Лазарева – добраться до Русской Америки через Атлантику и Индийский океан с торговыми целями. В команду фрегата «Суворов» он набирает более 40 человек, тщательно готовится к походу. Из Кронштадта судно уходит тихо и без пафоса – Лазарев вообще не любит шумных празднеств. К апрелю 1814 года фрегат доходит до Рио-де-Жанейро, где русские моряки узнают про окончательный разгром Наполеона и вступление российской армии в Париж. Из Бразилии, обогнув Африку, судно движется в Австралию, а оттуда – пересекая огромный Тихий океан – в Русскую Америку. По пути Лазарев натыкается на цепочку коралловых островов, дав им имя атолл Суворова. Благополучно добравшись до центра Русской Америки – Ново-Архангельска (сейчас американский город Ситка), Лазарев зимует там, а на следующий год возвращается в Россию. По пути он заезжает в Перу, впервые устанавливая дипломатические отношения между двумя странами, и привозит с собой в Петербург диковинку – перуанских лам.
Следующее плавание Лазарева обессмертит его имя – вместе с Беллинсгаузеном Михаил Петрович командует русской экспедицией, отправленной на поиски Антарктиды. Плавание было сопряжено с множеством трудностей. А подходы к шестому континенту еще и смертельно опасны – по океану носило оторвавшиеся от ледника айсберги. Одна из таких льдин чуть не потопила шлюп «Мирный», которым командовал Лазарев.
«Удар случился в два часа ночи и был столь силен, что многих выкинуло из коек. Льдину в тумане увидели так близко, что избежать ее не было возможности... К счастию, ударились штевнем; если бы это произошло левее или правее, то обязательно проломило бы, и тогда, разумеется, никто из нас не рассказал бы, где были», – записал Лазарев в дневник после столкновения. Та тщательность подготовки, которой вообще славился капитан, сказалась и в этом походе – судовые врачи внимательно следили за состоянием матросов, экипаж регулярно получал свежий лимонный сок, когда из-за туманов каюты стали отсыревать, то Лазарев придумал греть их при помощи раскаленных пушечных ядер.
В результате – небывалый случай по тем временам – потерь в личном составе за время экспедиции не было. 16 января 1820 года русские моряки открыли Антарктиду и нанесли на карту очертания ее береговой линии. С тех пор, вот уже более 200 лет, присутствие России на шестом континенте никогда не прерывалось. Кстати, на обратном пути мореплаватели открыли в Тихом океане еще ряд островов, которые получили название Русских.
Ядрам не кланялся
А у Лазарева были впереди еще ряд плаваний, и если предыдущие экспедиции оказывались и по замыслу, и по реализации мирными, то дальше Михаилу Петровичу пришлось повоевать. Сначала состоялся очередной рейд в Русскую Америку, где надо было обуздать американских браконьеров, повадившихся бить морского зверя в российских территориальных водах. А в 1826 году Михаил Лазарев назначен капитаном самого мощного на тот момент российского 74-пушечного корабля «Азов» и направлен во главе русской эскадры в Средиземное море на помощь восставшей против турецкого владычества Греции. В этой борьбе Лазарев вновь оказывается бок о бок с британскими моряками. Командование над объединенным флотом союзников (в который входит и Франция) принимает английский вице-адмирал Эдуард Кодрингтон. Общее число пушек на кораблях европейских держав – 1300. У противостоящего им турецко-египетского флота огневая мощь почти в два раза выше – 2300 орудий, однако это не спасает османов от поражения в Наваринской бухте. Одно из крупнейших в мировой истории морских сражений длилось почти четыре часа, и его итогом стало полное уничтожение турецко-египетского флота. Главную роль в поражении врага сыграла русская эскадра во главе с «Азовом» под командованием Михаила Лазарева. Наши моряки сокрушили правый фланг и центр неприятельского построения. При этом, по словам адмирала Гейдена, «...первый лавр из победного венка, сорванного русской эскадрой, принадлежит капитану Лазареву». Победа досталась «Азову» дорогой ценой – к концу битвы у него были снесены все мачты, корабль оказался завален телами павших, всего же в корпусе флагмана насчитали 153 дыры, среди них семь находились на уровне ватерлинии. Но корабль так и не вышел из боя, утопив пять турецких судов, а после ремонта «Азов» самостоятельно вернулся в Россию и получил Георгиевский флаг. Итогом сражения стали приблизившаяся свобода Греции и мировая слава Михаила Лазарева. Правительства Франции, Англии и Греции наградили его своими орденами, а на родине Лазарев был произведен в контр-адмиралы.
Встреча с адмиралом Г.
И только сделав карьеру, будучи уже немолодым человеком, Михаил Петрович решился обзавестись семьей. Опытный «морской волк», привыкший гонять матросов, исходивший все моря и океаны земного шара, в полный рост стоявший под турецкими пушками, 50-летний Лазарев с большим трудом заставил себя посвататься к 23-летней архангельской красавице Екатерине Тимофеевне Фан-дер-Флит.
Скептики морщились – неравный брак, однако супружество оказалось удачным. Лазарев жену искренне любил и уважал, у них появились шестеро детей, при этом Екатерина еще и активно занималась общественной деятельностью. Наследием Лазарева стала и подготовка целой плеяды военачальников, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Под его началом служили будущие известные русские флотоводцы – Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
К концу своих дней Михаил Петрович приобрел определенную эксцентричность – в свой приезд в Петербург 62-летний адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, – ответил Михаил Петрович, – я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!». Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета. Адмиралом Г. был Господь, на встречу с которым Лазарев и отправился в 1851 году. Михаил Петрович похоронен в Севастополе в склепе Владимирского собора.
Кстати
В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» фигура Михаила Лазарева находится среди 129 самых выдающихся личностей в российской истории. На Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено еще трем крупным кораблям отечественного ВМФ: легкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; легкому крейсеру проекта 68-бис; тяжелому атомному ракетному крейсеру проекта 1144. Именем Лазарева названы улицы во многих российских городах. В 2021 году его имя присвоено новому воздушному судну Airbus A320-251N б/н VP-BPM авиакомпании «Аэрофлот».