Стали известны подробности о семье в Севастополе, где мать бросила двух детей
На данный момент оба ребенка находятся в приюте.
Ситуация с обнаружением в Севастополе двоих детей, за которыми якобы присматривала мать, предпочитающая часто выпивать, возмутила многих крымчан. Девятилетнюю девочку, слоняющуюся по помойкам, увидела и привела домой жительница города. Младшего ребенка нашли спустя несколько дней правоохранители.
На данный момент оба ребенка находятся в приюте. Однако ранее все, что было известно о семье, касалось матери. Отец в ситуации не фигурировал.
Заместитель начальника пресс-службы УМВД России по Севастополю Мария Нажа рассказала ФАН, что человек, вписанный в свидетельство о рождении как отец, с детьми отношений не поддерживает и его местонахождение не известно. По сути, все время, пока мать где-то пропадала, дети слонялись без присмотра.
ФАН пообщался с несколькими психологами о том, как эта ситуация может отразиться на психике детей, с какими проблемами они могут столкнуться в будущем и как можно помочь им в такой ситуации.
Как рассказала нам в комментарии первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова Анжелика Лучинкина, каждый случай нужно рассматривать отдельно, ведь каждая ситуация — особенная.
«На самом деле здесь раз на раз не приходится. Детская психика очень ранима, и то, что девочка недоедала, голодала, возможно, в будущем когда-нибудь найдет отпечаток и в чем-то проявится. Но это не стопроцентная уверенность.
Грамотное воспитание, если ребенок попадет в нормальную семью, поможет реабилитироваться. Потому что у нас есть чудесная особенность — мы умеем забывать и переформатироваться. Если бы этого не было, женщины бы не рожали второго и третьего ребенка, мы бы всю жизнь плакали по дорогим людям, которые оставили этот мир. Но со временем это притупляется. Возможно, притупится и у этого ребенка», ― говорит специалист.
По мнению Анжелики Лучинкиной, нельзя быть на 100% уверенным в том, что девочка все забудет и станет себя вести хорошо, как в эти два дня, что она жила с незнакомой женщиной. Может произойти так, что ребенок начнет отвоевывать место в пространстве, а такие дети, как правило, так и делают. У ребенка за год сложилась другая манера поведения: он не всегда знает, где хорошо, где — плохо, что можно, а что — нельзя. У нее не было рядом мамы, которая провела бы такие границы поведения.
«Этого ребенок не почувствовал. И это тоже может отразиться на ребенке. Потому он может и не чувствовать границ и дальше. Ребенок ушел в свободное плавание, понял ― чтобы выжить, нужно искать себе пропитание самому, потому что больше его заботы никому не нужны. И ребенок становится взрослым в теле ребенка, учится брать ответственность. А потом спустя время его снова возвращают в семью, устанавливают правила — что можно, а что — нельзя. И тут у детей происходит внутренний конфликт между тем, что он уже делает, и тем, какие требования к нему начинает предъявлять общество. Часто дети стараются нарушить эти нормы. Это вопрос даже не психики — это больше вопрос воспитания», ― считает Анжелика Лучинкина.
Между тем, по словам эксперта, много зависит от взрослого, к которому дети попадут, от самой ситуации, от семьи, где они окажутся.
«Мы же здоровое общество, это наши дети. Душа болит от того, что есть такие мамы, что есть такие ситуации, когда ребенок без присмотра столько времени гулял, лазил по помойкам. А душа заболела только у одной женщины, которая ее и приютила. То, какими вырастут эти дети, зависит от того, в какую семью они попадут. Хватит ли мудрости у взрослых людей, чтобы понимать, что дети могут быть разными. И рецидивы происходят не потому, что они плохие, а потому что они тоже пробуют этот мир, тоже спорят с этим миром», ― подытожила Анжелика Лучинкина.
Тем временем, как считает крымский психолог Роман Билык, ребенку в такой ситуации обязательно нужна будет помощь психолога. В противном случае он может стать асоциальной личностью. По его мнению, проблематика брошенных детей такова, что в будущем они могут стать наркоманами и теми, кто будет сидеть в тюрьме, если не оказать им помощь.
«По опыту работы в колонии и в СИЗО, скажу, что большинство ребят, которые наполняют эти места, — это дети брошенные: как в физическом плане — родители ими не занимаются, выгоняют из дома, употребляют алкоголь или наркотики, так и брошенные в моральном, эмоциональном плане — где в семье финансово все хорошо, но у родителей нет времени заниматься детьми. Из-за такого ребенок всю жизнь будет ощущать себя брошенным и прибиваться к тем компаниям, которые будут создавать ощущение того, что он им нужен. Таким образом, ребенком могут и манипулировать ― к примеру, комплиментами заманивать к себе или просить что-то сделать», ― подчеркивает Роман Билык.
По словам психолога, дети, пережившие такое отношение, очень рассчитывают на внимание взрослых, поэтому с ними надо работать.
«Конечно, было бы хорошо создать такую организацию, как предлагал педагог Макаренко, где дети могли бы жить и реализовываться, с ними работали бы психологи, педагоги ― они бы давали ребятишкам то необходимое, что им нужно, показывали, что этот ребенок важен для взрослого. Если ребенку дать понять, что он важен, нужен родителям, то для них он и горы свернет», ― сказал ФАН специалист.
Ранее крымская волонтер в комментарии ФАН рассказывала о серьезной ситуации, сложившейся с приютами в Крыму, где могут получить помощь женщины, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации.