Воссоздать лазаревский стиль Севастополя современные «каменщики» не в состоянии
Профессиональную оценку проекту Прикса дала профессор МАРХИ и СевГУ, архитектуровед Елена Овсянникова. Она уверена, что «севастопольцам нужно бороться не с Приксом, а с пародией на архитектуру».
Заподозрить Елену Борисовну в недостаточно трепетном отношении к архитектуре Севастополя не повернётся язык. Мало кто знает исторический облик города лучше нее. Тем не менее она считает, что деконструктивистский проект Прикса городу подходит. Причин этого несколько.
Во-первых, здание театра оперы и балета не входит в противоречие с окружающим пространством.
«Мне больше всего в этом театре нравится, что он очень плавно входит в пространство, он как бегущий по волнам корабль. Он невысокий и не будет давать диссонанс в силуэте города. Это будет высокотехнологичная архитектура, качественно выстроенная. Я не вижу никакого особого диссонанса, тем более что Прикс подчеркнул Матроса и Солдата – он пошел на контраст, сделав театр фоном для этих двух натуралистических фигур. Он создал для них соответствующий плавающий фон, и лучше нельзя было вообще придумать», – считает эксперт.
Во-вторых, попытки построить на мысе Хрустальном здание в классическом стиле могут закончиться жалкой пародией на монументальные творения предшественников.
«Важно, чтобы все новые здания были на своем месте и удачно вписывались в контекст, не пародируя его. Сделать на уровне предшественников – не получается, и поэтому я против арок и балясин, колоннад из пенополистирола и вообще ретро стилистических деталей», – сказала Овсянникова.
Кроме того, среди классических зданий Севастополя гармонично вписаны и строения в стиле модерн, что ни у кого не вызывает отторжения.
В качестве примера она привела деятельность архитектора Валентина Артюхова, который сыграл важную роль в формировании послевоенного облика Севастополя.
«Артюхов занимался всей детальной планировкой центра Севастополя и его окраинами и проводил в жизнь всё строительство в духе классицизма. Он боролся против типового проектирования периода хрущёвской оттепели 1960-х годов применительно к южным городам и Севастополю и написал статью «Типовой проект не икона», но он понимал, что прошлое не воротить», – рассказала Овсянникова.
Благодаря такому подходу в городе появились Белый обелиск, гостиница «Украина», центральный рынок-пассаж Адольфа Шеффера, мемориал защитникам Севастополя на площади Нахимова, арка на въезде в город и другие знаковые здания.
А вот севастопольский художник Руслан Микаилов считает, что «для севастопольского творения Прикса подойдет насыпной остров».
Андрей Мединский