В гостиницу «Севастополь» вернётся «старая» крыша
В охраняемую часть здания – фасады, лестницы, холлы и внутренние интерьеры – ничего нового привноситься не будет, заверил член архитектурно-художественного совета Михаил Мамошин. Его питерское ООО «Архитектурная мастерская Мамошина» по заказу гостиницы «Севастополь» выполнило проект адаптации под современные нужды.
Просторные помещения чердаков позволяют добавить отелю 42 номера с закрывными мансардными экранами. Конек крыши при этом приподнимется неощутимо для глаз – на 29 сантиметров. К этой цифре эксперты пришли ранее, во время согласований с экспертным советом Севнаследия.
Скриншот презентации / ООО «Архитектурная мастерская Мамошина».
Споры по техническо-математической части не дали согласовать проект «в первом чтении», однако представленное показало ориентиры, которых нужно придерживаться при реконструкции исторических зданий.
У администрации отеля сохранился архив с проектной документацией 1953 года, и – уникальный случай! – сохранились даже кальки фасадов, по которым сегодняшние реконструкторы построили 3D-модель.
В старых технических документах нашло отражение поражающее качество архитектуры тех лет, отметил Мамошин: отступления реальных линий здания от проектных составляет не более полутора-двух сантиметров.
«Мы сохранили буквально всё, что было сделано до нас, – заявил Михаил Мамошин. – В реконструкции кровли мы сделали даже сверх нормы. По действующему законодательству предметом охраны является только скат наружного фасада, мы же пошли максимально корректно, учитывая закон об историческом поселении и то, что все крыши в Севастополе видны».
В «плоском» Санкт-Петербурге обозреть крыши вовсе не так просто, но при этом отношение к ним всё равно очень трепетное, отметил Мамошин. В Севастополе же «3D»-рельеф делает крыши важной частью открывающихся панорам, «пятым фасадом» города.
Под оцинкованной кровлей гостиницы «Севастополь» сохранились только остатки черепичного настила – «таковы были советские реалии!» – но проектировщики поставили задачу возродить его первоначальный образ. Для этого, как выяснилось, годится вовсе не любая черепица.
«Сделали анализ черепицы, которая была в Севастополе, и при реставрации мы будем максимально использовать марсельскую, суть которой в том, что она, в отличие от остальных черепиц, не волнообразная, а плоская. Такая была в Севастополе и до первой, и до второй оборон», – объяснил Мамошин.
В итоге отель станет более удобным, а фасад его не изменится. И последнее, стоит признать, для большинства севастопольцев гораздо важнее.
Впрочем, угроза привычному образу здания всё же была, но исходила она от одного из членов архитектурно-художественного совета, который в этот раз прошёл в скайпе. Эксперт счёл, что большие, в архаичном стиле буквы «СЕВАСТОПОЛЬ» над карнизом гостиницы выглядят диссонансно – их стоит снять и ограничиться существующими золотыми буквами между колонн над центральным входом.
Михаил Мамошин такому предложению воспротивился.
«Эта вывеска – сама уже памятник ушедшей эпохи. Я воспринимаю этот текст как церковно-славянский шрифт названия корабля на его борту. Мне кажется, это уже из разряда сакрального. Я считаю, что это определенный тренд Севастополя, и не стал бы от этого отказываться», – возразил он.
Эту позицию поддержал и депутат Вячеслав Горелов. Больше споров на эту тему на совете не прозвучало.
За первым этапом реконструкции последует второй, касающийся самой низкой части чердачных помещений. Перспективы реконструкции архитектор видит и в проблеме ресторана, пристроенного в 60-х годах и нарушающего архитектурную целостность здания.
«По этому вопросу надо работать с гостиницей дальше», – без уточнений отметил Мамошин.
Светлана Косинова
Фото: Андрей Киреев / ForPost