Столетие военно-морского флота Украины? Как-то неприлично скромно…
Грешен, упустил одну смешную фальшивку из Незалежной. Категорически проморгал, стыд и позор. Лишь вчера глаз царапнуло где-то: оказывается, в этом году украинский военный флот отмечал свое 103-летие. О как… Нехитрым арифметическим действием минуснул эту цифру от реальности, попав в буйный и революционный 1918 год. Вот оно что! История действительно смешная, но к государству Украина — никакого отношения не имеющая.
29 апреля 1918 года Севастополь, главная база русского Черноморского флота, буквально сошёл с ума. На корабле «Георгий Победоносец» неожиданно взметнулся жёлто-голубой флаг. Адмирал Михаил Саблин специальным приказом по флоту сообщил ошарашенному городу: флот и крепость переходят под юрисдикцию Центральной Рады. О чём сообщил отдельной телеграммой в Киев:
«Сего числа Севастопольская крепость и флот, бывшие в Севастополе, подняли украинский флаг. Командовать флотом приступил адмирал Саблин».
Через несколько часов жовто-блакитными прапорами украсились линкоры «Воля» и «Свободная Россия», ряд вспомогательных судов Черноморского флота. Остальные в знак протеста подняли красные знамёна, отчалили в сторону Новороссийска. «Позор и продажа флота» — таким сигналом просемафорил напоследок эскадренный миноносец «Керчь», покидая главную стоянку.
Украинским флот оставался крайне недолго. Через три дня, аккурат 1 мая 1918 года пришло сообщение: наступавшие на Севастополь немецкие войска больше не поддерживают украинскую Центральную раду. Адмирал Саблин немедленно приказал сменить флаги на нейтральные андреевские. Немного подумав… вновь перешёл на сторону большевиков.
Зачем затевалась
это флагштоковая авантюра? По всем воспоминаниям и мемуарам — ради сохранения корабельного состава флота. Который не выполнил ни одного приказа из Киева, вообще-то. Тем более, не произвёл ни единого выстрела во славу этой стихийно возникшей державы.
Да, украинские флаги на нескольких кораблях были подняты. На волне всеобщей протестной истерики, охватившей воинские части Юга России в тот момент. Есть десятки мемуаров, которые рассказывают: эта внешняя украинизация воинских частей позволяла избежать участия в начинавшейся гражданской войне. Ну… так замышлялось, вообще-то.
Когда сохранившую хоть какое-то подобие воинского порядка подразделение пытались мобилизовать… оно немедленно выбрасывало жёлто-голубой флаг. Вместе с ним показывая кукиш любым комиссарам и эмиссарам. С ухмылочкой заявляя: «Баста! Мы подчиняемся теперь не центральной власти, а местной!». Шах и мат в бурлящем котле суверенитетов, митинговщины и всяких «самоопределений».
То есть, ставшая привычкой солдатни с Февраля 17-го затея. Не желаешь воевать, кровь на фронтах лить — устраивай митинг, принимай резолюцию, оповещай об этом любой вышестоящий Совет солдатских, крестьянских, рабочих, казачьих депутатов и сиди себе спокойно. Мародерствуй и хлебай спирт, закусывая семечками.
Вот почему Юг России расцветился жёлто-голубыми флагами. Чтобы сидеть по тёплым казармам. Как только большевики смекнули, что к чему, стали действовать более умно и напористо. Приказывали разоружаться «самостийникам». Едва рабочие дружины, чуть разбавленные матросами и латышскими стрелками, появлялись в поле зрения этих «украинских частей», те немедля драпали, срывая на ходу погоны и нашивки. Никто ни за что не сражался.
Точно так поступил Черноморский флот. Подняли жёлто-голубой флаг, чтобы избежать исполнения приказа «К бою!». Но как только к ним от мрачновато смотрящих огромными калибрами фортов крепости подходила шлюпка и приказывала «снимать всё это безобразие», самостийность немедленно улетучивалась. Флаги спускались. Этот бедлам продолжался постоянно, десятки эпизодов с конца 1917-го.
Полундра...
Наиболее яркий пример «украинизации» — судьба самого легендарного корабля Черноморского флота, крейсера «Память Меркурия» (бывший «Кагул»). В период Первой мировой войны корабль участвовал в набеговых операциях Российского императорского флота, орудовал на коммуникациях турок, громил малоазийское побережье. За 33 месяца участия в боевых действиях произвел 82 боевых похода общей продолжительностью 307 дней. В начале 1917 года был направлен на ремонт, где и встретил Революцию.
12 ноября 1917 года большая часть личного состава приняла решение не поднимать Георгиевского флага, заменив его флагом Украинской народной республики. Причина прозаична: большая часть команды была укомплектована малороссами. Но более 200 матросов, все офицеры (за исключением одного мичмана), отказались продолжать службу под этим флагом. Журнал «Русское слово» 23 ноября 1917-го года написал:
«В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры. Совершилось перенесение единственного во всём русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание».
Буквально через два месяца после этих событий, 16 февраля 1918 года, собрание команды крейсера большинством голосов постановило спустить украинский и поднять красный. Что и было сделано. Корабль перешёл в главную гавань Севастополя, был поставлен «в порт на хранение».
К концу апреля 1918 года германская армия и части УНР начали наступление на Севастополь. Адмирал Михаил Саблин, который был назначен большевиками с заданием любой ценой спасти Черноморский флот от захвата его немцами, — приказал сменить красные флаги на украинские. Специально намекнув: кто не желает, милости прошу из гавани до полуночи. Но как только стало ясно: немцы плевать хотели на жёлто-синих союзников с их суверенитетом, адмирал увёл основную часть Черноморского флота в сторону Новороссийска.
Выводы:
если уж назначать в фантазийной протяжённой истории Незалежной какие-то даты для военно-морского флота — покопайтесь в морских походах запорожцев. Ведь даже под Стамбулом шастали эти разбойники на своих «чайках». Сегодняшний знаменитый в юмористических военно-морских кругах — «москитный флот».
Или наугад выбирайте любой день календаря и послушайте своих «историков» из Института нацпамяти. Которые третий год пузыри пускают на результаты археологических находок в Красном море.
Где археологи подняли самые древние корабли человечества, древнеегипетские. Четыре тыщи лет до нашей эры! В их килях и шпангоутах киевские «мореманы» немедленно углядели элементы конструкций древне-украинских (ха-ха-ха…, пардон) ладей времён древне-украинского князя Святослава. Вывод? Правильно, древние укры этому ремеслу учили Двуречье и Нил. 6 тысяч лет флоту! Мир мореплавателей от зависти сдохнет!
Оставьте в покое дату 29 апреля 1918 года. Не было никакого государства Украина, Крым и Севастополь не принадлежали шайке националистов-интеллигентов из Киева. Национальности «украинец» не существовало, учите матчасть. Приписывать всем русским историческим деятелям название — «украинец», а любому событию — «украинское» — никто не запрещает. Только в голос хохочут в приличном обществе нормальные люди.