Кто такие Маласаи?
Маласай родился в сорок первом в Вешенской. Его отец погиб в сорок втором у Севастополя. Окончив десятилетку, Борис поступил на факультет физвоспитания Ростовского пединститута. После дембеля работал в Вёшенской физруком. Юрфак закончил заочно. В прокуратуру его зачислили в 1972 году.
Рассказчик Борис Степанович отличный, помнит множество и смешных, и грустных, и таинственных историй. Среди особенно запомнившихся — о нарушениях на выборах. Оказывается, в советский период такие дела, хоть и редко, да заводились.
- Тогда не было таких понятий, как предвыборная борьба, пиар, дебаты кандидатов,- говорит Маласай. - Кандидат предварительно проходил тщательный отбор. Причем, выдвижение инициировалось местными парт - и профсоюзной организациями, с одобрения вышестоящим парткомитетом. Избирком затем вносил фамилию в бюллетени. При такой системе альтернативных кандидатов в принципе быть не могло. А результаты голосования впечатляли: в протоколах фиксировали, что за каждого кандидата отдано 99,9 или 100 % голосов.
А если не получил ни одного голоса? Такого быть не могло! Однако, случилось: в Белокалитвинском районе на выборах в сельсовет кандидат получила … 0 голосов. Фамилию этой женщины отовсюду вычеркнули. Проверку поручили Маласаю. Тот установил, что ФИО зачеркнули горизонтальной линией. Во всех бюллетенях, кроме верхнего, проходила еще и вдавленная линия. Выходит, зачеркивали не в кабине для голосования. Виновника и мотив установили быстро. В состав комиссии входила женщина дама, которая ранее пользовалась особым вниманием со стороны одного из местных руководителей. Однако, «объектом симпатий» должностного лица затем стала кандидат в депутаты сельсовета. Вот ревнивица ей и «отомстила». По результатам маласаевской проверки завели уголовное дело. Правда, позже прекратили: спасла амнистия.
После перевода в следственное управление облпрокуратуры Борису поручали расследование бандитизма, убийств, взяточничества, должностных преступлений. Затем направили в «горячую точку», в состав следственно-оперативной группы Генпрокуратуры, МВД и ФСК (ныне ФСБ) России. Опасная была командировка. Однажды на осетинской территории у границы с Ингушетией с товарищами попал под обстрел, который велся с горы. Боевики стреляли из автоматического оружия и гранатомета, подбили БТР. Следователи успели залечь в канаву и не пострадали. Были не менее опасные моменты и на ингушской территории.
Расследовали теракт, при котором погибли зампредседателя российского правительства ростовчанин Виктор Поляничко и сопровождавшие его военные. До сих пор не названы убийцы и заказчики.
- Вам запретили называть их имена? - спрашиваем у Маласая.
- Наша группа пришла к твердому выводу об исполнителях теракта. Но разыскать их не смогли: интересовавшие нас лица выехали за пределы Ингушетии: в Чечню, Казахстан, Сибирь. Напомню, что вооруженный конфликт начался 31 октября 1992 года. Проживавшее в Северной Осетии ингушские семьи срочно покинули место жительства и перебрались в Ингушетию. Ввели внутренние войска. На части территорий Северной Осетии и Ингушетии объявили чрезвычайное положение. До Виктора Поляничко в зоне ЧП сменилось пять глав временной администрации. Однако, противостояние на почве межнациональной распри при
них погасить не удавалось. Поляничко при назначении заявил, что путь разрешению конфликта - народная дипломатия, и старейшинам пора садиться за стол переговоров. Первого августа во второй половине дня Поляничко и генерал-лейтенант Корецкий по служебным делам выехали в село Тарское. Внезапно с пригорка раздались выстрелы. Стреляли, как установили, из автоматов и ручного пулемета. «Волгу», которая съехала в кювет и опрокинулась, буквально изрешетили: эксперты насчитают около 50 попаданий. Погибли Поляничко, Корецкий, сотрудник ФСК. Водителя ранили.
- По возбужденному делу выдвинули ряд версий, - вспоминает Маласай. - С осетинской стороны заявили, что осетины из-за опасения встреч с ингушами город не покидают. И не могли находиться в месте расстрела автомобиля. С ингушской же стороны настаивали, что и у них не было мотива в убийстве Поляничко. Они, мол, в его гибели не заинтересованы, так как тот занял правильную позицию в разрешении конфликта: добивался возвращения беженцев к месту постоянного проживания. Следователи установили оружие, из которого убили Поляничко, отследили путь стволов. За две недели до теракта недалеко от этого же места из автоматов расстреляли двух осетин, которые косили траву. Затем совершили нападение на известковый завод в лесистой местности: в конце смены обстреляли из автоматического оружия рабочих. Кидали гранаты. Вооруженная охрана завода стала отстреливаться, по телефону из Владикавказа вызвали подмогу. Одного из нападавших, который оказался ингушом (назовем его Султаном) удалось пленить. При нем были автомат и гранаты. Эксперты установили, что часть гильз, найденных на месте, где убили косарей, и обнаруженных на месте обстрела завода, выпущены из оружия, примененного при обстреле Поляничко.
- Оставалось найти исполнителей, - продолжает Маласай. -Надежда во многом была на показания плененного Султана. Но тактические промахи при первоначальных следственных действиях, которые проводили следователи республиканской прокуратуры, позволили тому «отдышаться». Стал категорически отрицать свою осведомленность о соучастниках нападения на завод. Следователи по особо важным делам Генпрокуратуры при работе с Султаном также не добились успеха. К сожалению, интересовавшие нас лица, которые могли быть причастны к преступлению, покинули регион. Разыскать их так не удалось…
Командировка Бориса Маласая на Северный Кавказ длилась без малого три года. За выполнение служебного долга в зоне ЧП ему досрочно присвоили чин«советник юстиции». По возвращении домой продолжил работать следователем облпрокуратуры. Не раз поощрялся по ведомственной части. Вышел в отставку в чине старшего советника юстиции после 30-летней безупречной службы в прокуратуре.
Оказавшись на пенсии, Степаныч провел впервые не криминальное, а этимологическое исследование: обратившись к ученым из Санкт-Петербурга и Ростова, начал выяснять происхождение своей фамилии - слова «Маласай». И вышел на… африканский след: обнаружил связь своей фамилии с эфиопскими воинами маласаями.
- Установив корни своего древнего рода, сначала взгрустнул, - признается Борис Степанович.- Получается, что родословная вёшенского казака и прокурора тянется из Африки. Но, вспомнив, что прадедом Пушкина был Ганнибал, пришел к выводу, что оснований для грусти нет…