Несчастье адмирала Щастного. За что расстреляли спасителя Балтийского флота
Трагедией в истории нашей страны стала революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война, которая расколола страну и унесла миллионы жизней. А для Балтийского флота те события едва не закончились бесславной гибелью – практически все суда могли без единого выстрела достаться кайзеровской Германии. Спас флот от катастрофы адмирал Алексей Щастный во время уникального Ледового похода. Советская власть его подвиг не оценила.
Развал флота
В 1914 году Российская империя совершила роковую ошибку, вступив в Первую мировую войну, выйти из которой она уже не смогла. В феврале 1917 года рухнула монархия, а в октябре 1917 года власть в Петрограде захватили большевики – и все это время на российско-германском фронте продолжались боевые действия. Но страна уже устала от войны, мобилизованные в армию крестьяне не понимали ее смысла, а революционеры провозгласили лозунг о «превращении империалистической войны в гражданскую». Линия фронта посыпалась. Солдаты убивали офицеров, которые пытались их остановить, и с оружием в руках уходили с позиций.
Настоящие боевые действия развернулись и в тылу, в том числе на кораблях Балтийского флота. Распаленные революционной агитацией матросы сводили счеты с офицерами, припоминая им палочную дисциплину и зуботычины. Объединившись в отряды, моряки уходили с кораблей, чтобы бороться за советскую власть на улицах и городских площадях. Царили бардак, хаос и революционный энтузиазм.
Главной базой Балтийского флота на тот момент считался Таллин (Ревель), в начале февраля к его пригородам приблизились первые немецкие части. Их остановили огнем артиллерии, но командование понимало – сил на полноценную оборону города у них нет. Собственно говоря, не было и командования. Флот присягал императору, который отрекся от престола, Временное правительство признавали не все, а тут еще и последовал Октябрьский переворот. В результате власть фактически оказалась у тех моряков, кто сочувствовал революции.
Среди них выделялся капитан 1-го ранга Алексей Щастный. Он происходил из потомственного дворянского рода, блестяще закончил Морской корпус в 1901 году, а в 1904-1905 годах поучаствовал в русско-японской войне, где, по мнению командования, «выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости». С 1914 года Щастный в составе Балтфлота участвует и в Первой мировой войне – получив очередные награды за боевые отличия и новые звания. Постепенно он увлекается революционными идеями.
Известно, что именно по инициативе Щастного на заседании Центробалта 3 сентября 1917 года было принято решение поднять на кораблях красные флаги и красные фонари в честь провозглашения России республикой. В Октябрьскую революцию Щастный фактически поддержал большевиков. По инициативе Щастного в ответ на приказ Временного правительства об оказании помощи во время переворота был дан ответ, что штаб Балтийского флота не смог расшифровать телеграмму правительства. В результате к февралю 1918 года, моменту начала штурма Ревеля, Щастный оказывается фактически во главе флота.
Драка за корабли
Именно он принимает решение об эвакуации флота. Первым этапом становится перемещение кораблей из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки). Однако это было трудно реализовать – на кораблях отсутствовало до 80% экипажа, а те, что еще остались, волками смотрели друг на друга. И все-таки Щастный сумел убедить моряков, что революция революцией, но сдавать в руки противника российский флот – это несмываемый позор. Ледовый поход проходил в очень сложных условиях. Толщина льда была свыше 70 сантиметров. Дорогу прокладывал ледокол «Ермак», за ним осторожно двигались крейсеры. Малые корабли и подлодки шли на буксире. Поход длился свыше двух суток. В пути погибла только одна подлодка «Единорог», ее раздавили льды, но экипаж спасли.
Однако это еще не было завершением пути. В самой Финляндии, провозгласившей независимость несколько месяцев назад, разворачивалась собственная гражданская война. Красные финны пытались взять власть, белые, во главе с Маннергеймом, сопротивлялись, рассчитывая на поддержку Германии. 3 марта 1918 года большевики подписывают Брестский мир, одним из условий которого становится вывод кораблей Балтийского флота из Финляндии. Но только после того, как ледовая обстановка позволит это сделать. 5 марта к Аландским островам прибывает германский флот, и на финский берег высаживаются первые немецкие части. Начинается сложнейшая дипломатическая игра, призом в которой должны стать сотни военных судов.
Троцкий из Петрограда настаивает на том, чтобы Щастный и моряки-балтийцы оказали помощь красным финнам, а если не выйдет – то пусть затопят суда. Сторонники Маннергейма боятся такого развития ситуации. Немцы зарятся на стоящие практически без охраны корабли флота, и ко всему прочему активно действует британская разведка, резиденты которой, боясь, что флот достанется Германии, в унисон с Троцким сулят огромные суммы за затопление судов. В этой ситуации Щастный решает уходить в Кронштадт, тем самым спасая флот и подписывая себе смертный приговор. Специально для руководства этой операцией его назначают на должность начальника Морских сил на Балтике с правами командующего флотом. Эвакуировать предстоит весь флот, который стоит в Хельсинки, а также все имущество с военно-морской базы. Времени дожидаться потепления уже нет – финны предпринимают попытки захвата судов.
В марте отправляется первая партия. В ее состав входят наиболее мощные и ценные в боевом отношении корабли: линкоры-дредноуты «Гангут», «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава», крейсеры «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Им приходится пробиваться через лед толщиной в 3 метра, а из-за нехватки членов экипажа на многих кораблях матросы стоят бессменно. Переход длится пять дней, ни одного судна не потеряно. К середине апреля несколькими партиями выходят и прочие корабли. По ним стреляют с берега, матросы валятся от усталости, суда затирает лед – однако в целом флот удается спасти.
Сам Алексей Щастный, как и подобает командиру, уходит из Хельсинки на последнем корабле «Кречет». В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Ядро флота удалось сохранить.
Ревность Троцкого
Однако революция, как известно, пожирает своих детей. Алексею Щастному предстоит узнать об этом одним из первых. После спасения флота его личный авторитет становится непоколебимым, жители охваченного хаосом Петрограда начинают говорить о моряках-балтийцах как единственной силе, способной навести порядок в городе.
Сам Щастный ведет себя неосторожно, рассказывая о том, что получал телеграмму от Троцкого с указанием выплатить вознаграждение тем морякам, кто решится затопить суда. Это раздражает руководство большевиков, к тому моменту перебравшееся в Москву.
10 мая 1918 года моряки кораблей Балтийского флота, стоявших на Неве, принимают резолюцию с требованием «всю власть по обороне и управлению Петроградским округом вручить морской диктатуре Балтийского флота». Советская власть воспринимает это как покушение на ее собственную «диктатуру пролетариата». Щастного приглашают в Москву. Адмирал не чувствует подвоха – в выступлении моряков он не участвовал, а за действия по спасению флота можно ждать, скорее, наград и почестей. Однако его арестовывают прямо в кабинете Троцкого.
В вину ему поставлено следующее – «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью». Человек, сохранивший для России флот, фактически обвинен в измене! 13 июня принят декрет о восстановлении в России смертной казни. Несмотря на слабую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорен к расстрелу. И хотя даже в высших эшелонах советской власти с этим решением были согласны не все, Троцкий сумел продавить свою волю.
В одной из предсмертных записок Щастный писал: «Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Рано утром 22 июня латышские стрелки привели приговор в исполнение. Дети адмирала всю жизнь прожили в городе на Неве, вынужденные скрывать свое родство и происхождение.
Ни себе, ни своей семье Щастный помочь не смог. Революция, которую он принял всей душой, жестоко с ним расплатилась. Однако сумел спасти флот. И тем самым оказал неоценимую помощь своей стране. Именно выведенные им суда стали основой для возрождения военно-морских сил на Балтике. Спасенные Щастным линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» дрались во время блокады Ленинграда.
В боях за Севастополь участвовал и 5 декабря 1944 года вернулся в освобожденный город линкор «Севастополь», также проведенный Щастным через льды Финского залива.
В декабре 2015 года в Санкт-Петербурге на доме, в котором жил А. М. Щастный до момента своего отъезда в Москву и последующего ареста, была установлена памятная табличка в рамках проекта «Последний адрес».