Следующая остановка. Почему в Белгороде заморозили транспортную реформу
Пять ключевых дат транспортной реформы в Белгороде
Апрель 2019 года. Создание Единой транспортной компании
Фактически транспортная реформа в Белгороде началась с создания Единой транспортной компании. Это монополист в сфере общественного транспорта, который власти создали в апреле 2019 года. До этого они активно боролись с частными «нелегальными» перевозчиками.
Для ЕТК построили собственную базу, которую хвалили урбанисты, обновили автобусный состав и ввели дифференцированную плату за проезд: платить картой стало дешевле, чем наличными.
Февраль 2020 года. Презентация проекта транспортной реформы
Разработанный при предыдущем губернаторе Евгении Савченко проект транспортной реформы предусматривал создание приоритета для пешеходов и пользователей общественного транспорта. На первом этапе департамент строительства и транспорта региона, который возглавлял на тот момент Евгений Глаголев, планировал реконструировать две основные городские магистрали: проспект Богдана Хмельницкого и улицу Щорса.
После реконструкции Глаголев и его команда собирались запустить новую сеть, которая бы делила маршруты на магистральные, городские и подвозящие. Это, по словам чиновников, позволило бы обеспечить наибольшее количество людей «надежным способом передвижения». Проект предусматривал создание пересадочных комплексов, чтобы пассажиры из Белгородского района могли добираться в город быстрее и с дешевыми пересадками. Планировалось ввести систему оплаты check-in/cheсk-out: стоимость проезда рассчитывается автоматически при прикладывании банковской карты к валидатору при входе в автобус и выходе из него.
Транспортную реформу власти планировали завершить в 2020 году. Но реализовать получилось не все.
Декабрь 2020 года. Появление группы противников реконструкции Щорса
Реконструкция улицы Щорса стала основным этапом транспортной реформы. Проектировщики сократили количество полос для автомобилей (например, на участке от улицы Королёва до торгового центра «Сити-Молл» для машин выделена всего одна полоса), зарыли подземные переходы и сделали больше наземных, создали выделенные полосы для общественного транспорта посередине дороги и построили на протяжении всей улицы велодорожки.
Однако перемены понравились не всем. В Белгороде автомобилисты объединились в группу противников транспортной реформы. Они запустили петицию на имя уже нового руководителя региона Вячеслава Гладкова с предложениями пересмотреть стратегию и «переориентирование» города в пользу общественного транспорта.
16 января в Белгороде прошла встреча противников реформы с Вячеславом Гладковым, начальником депстроя Евгением Глаголевым и мэром Юрием Галдуном. Чиновники пытались объяснить автомобилистам, почему реконструкция улиц необходима. Представители власти пообещали направить проект реформы в РОСДОРНИИ и обсудить с общественностью результаты экспертизы. Гладков в свою очередь заявил, что подобные встречи с людьми нужно было проводить раньше — до начала реализации проекта.
В итоге при депстрое создали совет общественности по обсуждению этапов реализации транспортной стратегии, а эксперты РОСДОРНИИ заключили, что реформа «правильная и эффективная», а отдельные сложности, например с наладкой светофоров, необходимо решить.
Июнь 2021 года. Увольнение и арест Глаголева
Новый руководитель региона Вячеслав Гладков критиковал начальника департамента строительства и транспорта Евгения Глаголева за ремонт школ, детских садов и Центра молодежных инициатив. 7 июля 2021 года Гладков подписал распоряжение об увольнении Глаголева. Тогда еще врио губернатора заявил, что чиновник развалил строительную отрасль в регионе, и направил результаты служебной проверки в правоохранительные органы.
Сотрудники ФСБ задержали Евгения Глаголева 23 июня. Следователи завели на него уголовное дело за получение взятки в особо крупном размере. Экс-чиновника поместили в СИЗО. Силовики провели обыски у него дома и на рабочем месте.
На место Глаголева Гладков назначил Владимира Базарова — своего бывшего советника, который работал с ним в Севастополе.
Осень 2021 года. Заморозка реформы из-за рекомендаций ГИБДД
К рассмотрению реконструкции проспекта Богдана Хмельницкого власти вернулись через три месяца после задержания Глаголева. Тогда еще мэр Белгорода Юрий Галдун заявил о строительстве наземных переходов и организации новых остановок. Против выступил начальник регионального управления ГИБДД Олег Толстой. Он предложил потратить деньги на установку лифтов в подземные переходы и отказаться от наземных, потому что они провоцируют аварии.
Вячеслав Гладков распорядился создать комиссию, в которую вошел Толстой, новый руководитель депстроя Владимир Базаров, секретарь Совета безопасности Олег Мантулин и мэр Белгорода Юрий Галдун. Последний ушел в отставку через несколько недель после этого.
В ноябре 2021 года реконструкцию проспекта Богдана Хмельницкого в Белгороде власти отложили. Реализация транспортной реформы приостановлена.
Как оценивает реформу новая власть
Корреспондент «7х7» обратился в областное правительство с вопросами о будущем транспортной реформы. В ответе чиновники указали, что на основании уже реализованных частей проекта реформа, по их мнению, проходит успешно.
Несмотря на приостановку реконструкции проспекта Богдана Хмельницкого, во втором полугодии 2022 года власти все же планируют запустить новую маршрутную сеть. Сейчас проект скорректирован с учетом пожеланий белгородцев и проходит аудит. О точных сроках ввода сети станет известно после экспертизы.
Система check-in/check-out тестируется сейчас на трех маршрутах. Ее установят во всех автобусах после запуска новой маршрутной сети. По словам чиновников, это будет обязательным условием для всех транспортных средств. Вопрос с пересадочными комплексами еще прорабатывается в правительстве.
В департаменте строительства и транспорта не ответили на вопрос о планах по созданию наземных переходов и новых остановок, которые власти запланировали ранее. Также в правительстве проигнорировали вопрос о бюджете, потраченном на реализацию транспортной реформы.
В интервью паблику «Белгород — это интересно» губернатор Вячеслав Гладков рассказал, что считает проект транспортной реформы необоснованным.
— Если отсутствует стратегическое видение транспортной инфраструктуры, пассажирского обеспечения Белгородской агломерации, такими делами заниматься нельзя. А оно отсутствует, на самом деле.
Я считаю, что ГИБДД сделала абсолютно правильный вывод, когда задала вопросы, на которые не получила ответа. И я не могу сказать, что проект был правильный или неправильный. Он просто сегодня не имеет обоснования, которое должно быть, — заявил Гладков.
По его словам, сейчас правительство Белгородской области оценивает проект. Им продолжат заниматься после окончания экспертизы.
Что о будущем проекта думает его разработчик
Один из авторов транспортной реформы Белгорода Дмитрий Грубый не согласен с рекомендациями ГИБДД и ее выводами о том, что наземные переходы приведут к росту количества ДТП. Он считает, что выводы о влиянии наземных переходов на рост числа ДТП необоснованны.
— Здесь сотрудники ГИБДД, к сожалению, рассуждают не как профессионалы, а как обыватели, которым должность позволяет выдавать свое личное мнение за объективную реальность. Потому что в настоящем городе, а не на автомагистрали, существуют выходы к парковкам, въезды во дворы, автобусные остановки. Заборы представляют собой сплошную дырку. В эту дырку идут люди, перебегают дорогу, потому что в подземный переход им спускаться некомфортно или невозможно по состоянию здоровья. Так что теория «развести транспортные потоки, и все будет хорошо» не выдерживает столкновения с практикой, — прокомментировал эксперт.
По мнению проектировщика, реформа нужна городу для того, чтобы общественный транспорт стал приоритетным для горожан и, соответственно, более качественным. Грубый рассказал, что люди начинают пользоваться частным транспортом, когда маршрутная сеть не отвечает их запросам. Эксперт уверен, что это усугубляет проблему пробок, ухудшает финансовое состояние транспортных предприятий и ухудшает их сервис.
— В конце концов, любой город, в котором такое случается, превращается в Астрахань или Владивосток: нет вообще никакого общественного транспорта, дикие пробки, и передвигаться невозможно. Белгород, конечно, далек от этого. Но затеяно все было потому, что власти увидели ухудшение ситуации — и сделали ряд шагов для решения будущих проблем, — прокомментировал корреспонденту «7х7» эксперт.
Дмитрий Грубый считает, что причиной заморозки реформы стали политические изменения в регионе. Тем не менее собеседник издания надеется, что реализация проекта отложена, а не отменена.
— Хочется надеяться, что к реформе вернутся в следующем году. Потому что для этого сделано многое, потребность в этом есть. Кого ни спроси в Белгороде, все понимают, что реализовывать проект надо.
Понятно, что у новых властей нет большого желания реализовывать проекты их предшественников и нужно какие-то моменты актуализировать. Возможно, нужно убедить власти реализовывать этот проект как свой, чтобы они поверили в него.
У Дмитрия Грубого нет опасений насчет уже реализованных частей проекта, например улицы Щорса.
— И Богданка, и Щорса, и сайт с новой маршрутной сетью постоянно на виду. Они напоминают всем, что был такой проект, что он не завершен, что он нужен. Понятно, что эта сеть не функционирует так хорошо, как хотелось бы, но ею все равно пользуются люди, ездят на работу намного быстрее и надежнее. Щорса приносит пользу и ждет, пока будет приносить еще больше пользы, — заключил эксперт.