Зачем Великобритания создаёт собственный дискурс вокруг Севастополя
Как им в этом деле помогает Крым и Севастополь, обсудили в эфире ForPost редактор Сергей Абрамов и кандидат филологических наук Ольга Москаленко.
По словам Москаленко, сегодня мы не только являемся свидетелями возрождения Британской империи, но и благодаря Крыму становимся участниками этого процесса.
«Переломным моментом стал, пожалуй, Брексит (выход Великобритании из ЕС. — ForPost), который был объявлен в 2016 году, а с февраля 2020 года Великобритания открыто говорит, что вернулась в период, когда больше ни одна держава не будет ей указывать, как себя вести и строить свою внешнюю политику. Отношения с Россией и Крымом как раз и демонстрируют, что Британия готова к самостоятельной внешней политике», — сказала она.
По её словам, вокруг Крыма Великобритания создаёт свой собственный дискурс, отличающийся как потенциалом, так и напряжённостью.
«В нём совпали все слои британского общества: официальная точка зрения, эксперты и простые граждане… Создаётся эффект необходимости войны с Россией, которая представляется недемократическим государством. Она ещё не несёт прямой угрозы Британии, эта мысль пока не допускается, но Россия выступает в качестве страны, которая обижает слабого, а Британия, как демократическая страна, должна слабого защищать», — подчеркнула Москаленко.
Сейчас в прессе Великобритании активно оживляются мифы Крымской войны, только теперь в роли слабого выступает не Турция, а Украина. Даже заголовки Британских газет 170-летней давности иногда совпадают до мельчайших элементов, меняется только название страны.
Аналогичным образом в британской прессе рисуется образ России — как страны-лгуна, сильно преувеличивающей свой военный потенциал.
«Обыватель, видя это, понимает, что будет очень быстрая и победоносная война, если она вдруг случится. И это полностью риторика Крымской войны», — добавила филолог.
С большой вероятностью можно сказать, что такая риторика в Британии будет продолжаться и в дальнейшем. Ничто так не помогает ощущать себя великим, как образ светлого льва, защищающего слабую страну от злого русского медведя.
«Мы будем видеть всё большую напряжённость, развитие со стороны Британии мифа о России, которая проявляет необоснованную агрессию, не даёт развиваться Украине», — сказала Москаленко.
Использовать риторику времён Крымской войны — возможно, неплохая стратегия в деле формирования обновлённой Британской империи. Но гораздо лучше помнить уроки истории, которые говорят о том, что далеко не во всех кампаниях льву, мягко говоря, удавалось сохранять благородный и величественный вид. Подобные казусы серьёзному позиционированию явно мешают.
Андрей Мединский