Новые музейные маршруты для России
В Санкт-Петербурге в середине ноября прошла итоговая сессия проекта Минкультуры «Музейные маршруты России». Эта дорожная карта уже сейчас помогла многим музеям привлечь посетителей и наладить отношения с туроператорами.
«Музейные маршруты России» были запущены Министерством культуры РФ в 2021 году. Основная цель проекта — добиться роста посещаемости музеев, сформировать ресурсную базу для их развития. В рамках проекта были проведены проектно-аналитические сессии, выставки, культурные и деловые мероприятия, посвященные задачам развития потенциала музейных комплексов. На них музеи представляли свои наработки с посетителями, продвижением, организации новых инструментов для привлечения туристов во время пандемии.
В 2021 году Минкульт проложил «культурные дороги» по девяти городам России — Калуге, Петрозаводску, Санкт-Петербургу, Пскову, Туле, Севастополю, Саратову, Саранску, Красноярску. Итоговую сессию открыла статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. Далее выступали ключевые деятели музейной и туриндустрии — генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, директор Российского этнографического музея Юлия Купина, вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева и многие другие. Делились опытом, обсуждали самые горячие проблемы отрасли, а самое главное — пришли к выводу, что проект очень помогает. Статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Алла Манилова рассказала «Культуре» об итогах дискуссии.
— Конечно, пока мы можем говорить лишь о трендах, о результатах можно будет говорить по итогам года. В течение года в девяти городах России проходили мероприятия «Музейных маршрутов России». Это было большое, сложносочиненное обсуждение проблем в отрасли. Как меняться музеям, что значит продвигать себя, какие инструменты маркетинга могут быть применены в музейном деле. Или, скажем, эффективна ли наружная реклама или нужно уходить в соцсети.
В этих сессиях участвуют не только музейщики. Принимают в них участие лидеры отечественного туристского рынка, которые понимают, как наращивать турпотоки, и разбираются в культурном туризме.
По словам Аллы Маниловой, для нашей страны культурный туризм тождествен понятию «музейный туризм». Это подтверждает статистика и Ассоциации туроператоров России (АТОР), и Российского союза туриндустрии, которая говорит, что около шестьдесят процентов внутреннего туристического потока приходится именно на него. Если же речь идет о въездном туризме, то музейный туризм превышает восемьдесят процентов потому что в основном интерес зарубежных туристов концентрируется на объектах культурного наследия. Именно поэтому вопрос о развитии туриндустрии — это вопрос и популяризации музеев.
Но можем ли мы сейчас сказать, что наши музеи достигли пика популярности? Вряд ли. Хотя в российских музеях, даже в небольших муниципальных музеях есть что посмотреть. В них могут храниться работы, которые запрашивает Третьяковская галерея для своих выставок. Но знают ли о них местные жители, жители других регионов, других стран? Сформирован ли спрос на эти музеи?
Алла Манилова напоминает, что задача проекта «Музейных маршрутов России» — научить музейщиков с помощью новых инструментов продвижения формировать спрос на свой музей. Поэтому, кроме дискуссий, проводятся презентационные сессии, где теория превращается в практику. Музеи показывают то, как они научились о себе рассказывать, как отвечают на вопрос, почему их музей уникален, потому что если не сформулировать ответ — в музей просто-напросто не поедут.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе говорит «Культуре», что с точки зрения представителя туриндустрии проект «Музейные маршруты России» оказался намного интереснее и результативнее, чем представлялся вначале.
— Я опасалась, что будут повторы на сессиях, музеи будут делиться очень похожим опытом. Но этого не произошло. Была совершенно очевидной динамика отдельно взятых музеев: с чем они приходили на первый семинар и к чему они пришли ближе к концу. Очень полезной оказалась инструкция для музеев, которую дал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев. Она касалась не только продвижения, в ней советы буквально обо всем — от того, как должна выглядеть прихожая, до рекламы и взаимоотношений с турбизнесом. Благодаря этим рекомендациям многие учреждения культуры привлекли к себе туристов и стали более плотно, а самое главное — правильно сотрудничать с туристическими компаниями, — полагает собеседница. — Поэтому, на мой взгляд, концепция «Музейные маршруты России» оказалась очень полезной.
Г-жа Ломидзе говорит, что в процессе участия в сессиях заинтересовалась тем, что делают некоторые музеи, и считает, что такие учреждения культуры должны быть вписаны в туристический продукт. Например, Российский национальный музей музыки в Москве, делающий «невероятные экскурсии», музейный маршрут «Стартап Петра I» в Ростове-на-Дону или музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», который, по мнению Ломидзе, «превратился в эпицентр культурного смерча».
Возможно, что благодаря в том числе и таким музейным торнадо внутренний туризм в 2021 году вырос. Правда, показателей 2019 года не достиг. Но это и понятно — пандемия внесла свои коррективы.
— Для каких-то регионов 2021 год оказался невероятно успешным, а для каких-то — не очень. Но для всех лучше, чем 2020-й. Например, Крым побил рекорд 2019 года, прирост турпотока в этом году составил более двадцати процентов. В отдельных регионах, например, Бурятии, Тюменской области, горнолыжном курорте Шерегеш в Кемеровской области, людей было больше, чем в 2019 году. Это во многом связано с тем, что туда были организованы чартерные рейсы. А вот на культурно-познавательные маршруты по Золотому кольцу спрос снизился из-за запретов, — рассказывает исполнительный директор АТОР.
По мнению Майи Ломидзе, мероприятия проекта отчасти решали две вечные проблемы, которые существуют во взаимоотношении между туроператорами и музеями. Первая — непосредственно сами взаимоотношения, которые очень часто превращалась в битву интересов между музеем и туроператором. Сейчас, в том числе и благодаря проекту, у многих музеев появилось понимание того, что не надо сопротивляться этим «грязным коммерсантам», потому может получиться взаимовыгодная история.
Вторая проблема — множество музеев, не вписанных в туристические маршруты. Они либо находятся в неудобном месте, либо у них не очень интересная экспозиция, и требуется дополнительная раскрутка. И эту проблему также решают мероприятия «Музейных маршрутов России», давая инструменты продвижения.
Что касается отсутствия инфраструктуры, то Алла Манилова напомнила, что логистика — прерогатива губернатора, а не Минкультуры. По ее опыту, как только глава субъекта Федерации видит, что проект работает, что это нужно региону, тут же появляются программы развития музейной инфраструктуры. «Наш проект — мотивация для губернаторов заняться инфраструктурой культурного туризма», — уверяет она.
Если же говорить об инфраструктуре информационной, то на сессии было подписано соглашение НП «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций» (НАИТО) и Союзом частных музеев (СМК) и коллекционеров. Президент Союза частных музеев и коллекционеров, эксперт Семен Жильцов говорит «Культуре», что этот документ предусматривает проведение совместных проектов и мероприятий. Идет речь и о регулярном обмене актуальной информацией, формировании единого календаря событий, участии музеев СМК в бонусной программе RussiaTravel.club, реализуемой российскими туристско-информационными центрами.
Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. Так, НАИТО, чья деятельность в настоящее время направлена на повышение туристической привлекательности регионов, получает возможность создать интересные туристические маршруты, а СМК — повысить узнаваемость частных музеев и привлечь в них дополнительный поток гостей.
Г-н Жильцов также высоко оценивает проект «Музейные маршруты России», считая, что тесное взаимодействие с Минкультуры, ведущими туроператорами, знакомство с передовым опытом коллег, маркетинговыми практиками, показавшими свою эффективность, включение в национальные туристические маршруты — все это реально может помочь привлечь посетителей в наши музеи.
Фотографии: Олег Дьяченко/ТАСС.