«Об опасности не думали»: в Севастополе отмечают 70-летие легендарной «Голландии»
В списках тех, кто погиб на боевом посту, более 50 человек. На «Комсомольце» служило шестеро выпускников СВВМИУ, на «Курске» их было девять. Есть в этом трагическом списке и выпускник 1983 года, лейтенант-инженер, командир электротехнической группы БЧ-5 Сергей Малыхин.
«Мы выпустились 26 июня, а 25 июня следующего года он погиб, потому что в электротехническом отсеке атомной подлодки К-151 случился пожар. Хороший был парень, очень интересный, шебутной. До него наше училище закончили его братья, и он пошел по их стопам, - вспоминает его однокурсник Алексей Кичуткин. И добавляет: - Но такое бывает. Судьба подводника преподносит разные сюрпризы, тут уж ничего не поделаешь…».
Что же заставляло молодых людей выбирать такую судьбу? Насколько «комфортно» находиться на подводной лодке несколько месяцев подряд, представить нетрудно. А если добавить к этому постоянное ощущение опасности?
«Мы не думали об опасности – было желание служить Родине, получить профессию, которая ей нужна, - говорит Кичуткин. - Половина мальчишек моего класса закончила военные училища – либо сухопутные, либо морские. И это в школа в Ташкенте!».
Сам он с седьмого класса знал, что учиться хочет только в СВВМИУ. Бредил морем, но просто военная служба не привлекала - хотелось совместить ее с профессией инженера.
«В те времена каждое училище рассылало в военкоматы разнарядки – сколько абитуриентов прислать им на экзамены. Но в 1978 году, как нарочно, в Ташкент разнарядку из СВВМИУ не прислали. И все-таки я через республиканского военкома добился, чтобы меня, единственного, послали именно сюда, в Севастополь».
Город-Герой манил не только морем, хотя и это было нереальное счастье - но и своей особой аурой, непревзойденной славой и красотой. Чего стоило только прекрасное и гордое здание, в котором курсантам довелось учиться!
Любовь к Севастополю Алексей Кичуткин пронес через всю жизнь - служил на Балтийском флоте, но жить хотел только здесь. Но сначала была учеба. И не просто муштра - паруса и шлюпки (а курсант Кичуткин, помимо прочего, вскоре начал с успехом заниматься морским многоборьем) соседствовали в жизни курсантов с изучением вещей, которые для многих их сверстников были чем-то фантастическим. Все ведь помнят, что в СВВМИУ есть учебный ядерный реактор? Сейчас он находится в режиме «длительного останова» (это не ошибка, именно так говорят специалисты), а в те годы использовался и в учебных, и в научно-исследовательских целях.
«Учебный реактор был и в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского в Ленинграде. Но наш значительно мощнее, и научная работа у нас велась на очень серьезном уровне. На базе нашего училища проводились совещания по ядерной безопасности, конференции… А еще у нас уже в те годы стали применяться ЭВМ. Конечно, возможности их были невелики, но тем не менее. Был вычислительный зал, куда можно было прийти и спокойно позаниматься».
Ничего удивительного, что в конкурс в училище был очень высок. От абитуриентов требовались достойные познания в математике и физике и, конечно, отменное здоровье.
«Отсеивались очень многие: абитуриентов проверяли даже на барокамере. А за воротами стояли представители Нахимовского училища и говорили – парень, ты не поступил? Пойдем к нам, у нас попроще! Спорт у нас тоже был на высоте: спортсмены Голландии входили в юниорскую сборную Украины, сборную флота. Подготовка в училище была очень разносторонняя. Поэтому из нашего училища и вышло такое количество ярких людей, от адмиралов до научных работников. А кто-то спустя годы ушел на судоремонтные заводы, в военную разведку, КГБ - все не перечислишь. Наши выпускники ценились везде!».
Сам Алексей Максимович после окончания училища распределился на Балтийский флот, на подводную лодку 629-А - класса Golf по классификации НАТО.
«Если вы смотрели фильм «К- 19», то представьте такую же лодку с таким же ракетным комплексом, только не атомную, а дизельную», - говорит он, пытаясь объяснить суть дела сугубо гражданскому человеку.
На подлодках Алексей Кичуткин прослужил семь лет. А в начале 90-х, когда в армии и на флоте начались всем известные процессы, продолжил службу на берегу. И все эти годы, где бы он ни находился, продолжал поддерживать связь с однокурсниками.
«Это наша юность, наша молодость – вычеркнуть эти годы из жизни невозможно. Все мы остались теми же пацанами, которые вместе грызли гранит науки, писали дипломы, где-то и списывали друг у друга, делили на всех одну казарму, вместе ходили в увольнение… Когда мы учились, у нас были курсанты из самых разных уголков страны, от Западной Украины до Хабаровска. И сейчас многие разбросаны по стране. Мы ожидали, что на юбилей приедет человек 300-400, но сейчас такое время, да и возраст уже дает о себе знать…».
Но есть и те, для кого возраст не помеха.
«Выпускник 1952 года капитан первого ранга Пономаренко вчера выступил на Братском кладбище так, что у многих слезы на глаза навернулись. Очень приятно, что сейчас Севастопольский государственный университет бережет наши традиции, что наше знамя хранится в музее. А ведь было время, когда его приходилось буквально спасать!».
Были в истории СВВМИУ и такие, очень тяжелые для его коллектива времена. Напомним: в 1993 году училище перестало существовать в своем прежнем виде и было включено в состав Севастопольского военно-морского института. На состоянии уникальной инфраструктуры СВВМИУ это сказалось тяжелейшим образом. В августе 1996-го созданный на его базе факультет был преобразован в Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности (СИЯЭиП), который в октябре 2014-го вошел в состав Севастопольского государственного университета как Институт ядерной энергии и промышленности. Но традиции Голландии, заверяет наш собеседник, живы. И спасибо за это нужно сказать в первую очередь преподавателям - некоторые из них не меняли место работы с советских времен, несмотря на все выпавшие на долю Голландии перипетии.
Мы поздравляем всех выпускников СВВМИУ и его преподавателей с юбилеем и желаем им всего самого доброго, что можно пожелать умным и мужественным людям. И пусть ваши встречи продолжаются еще долгие, долгие годы!
Ольга Смирнова