Большие амбиции и неоднозначные рекорды Крыма
Но за этим фасадом успехов скрывается не слишком приятная повседневная экономическая реальность: высокий уровень инфляции, финансовая нестабильность предприятий и непрекращающиеся конфликты вокруг федеральных денег на развитие Крыма.
Цифра года — 9,5
«Крым превысил потоки 2019 года — это подтверждается всеми туроператорами, коллективными средствами размещения. Превышение — больше 28%. Ограничения, которые вводились в Крыму, были настолько необременительны для туристов, не сильно влияли на их настроение и возможность отдохнуть. Несмотря на стихийные бедствия, Крым 9,5 миллиона туристов принял. Да, Краснодарский край, безусловно, лидер, но превышения потока 2019 года там не произошло», — прокомментировала под занавес года итоги курортного сезона исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Ключевым фактором роста турпотока, действительно, стало решение властей Республики Крым не обременять отдыхающих повышенными антиэпидемическими мерами наподобие обязательных сертификатов о прививке от коронавируса — в отличие от Краснодарского края, где были введены весьма жесткие ограничения.
Такой подход можно считать отражением объективных реалий. Большинство объектов размещения в Крыму относятся к частному сектору: контролирующего антиковидные меры чиновника или правоохранителя к каждой квартире или мини-отелю приставить не получится. Фактическое отсутствие ограничений дополнило «эффект моста» — основной турпоток в Крым сейчас формируют отдыхающие на автомобилях.
Рекорд по туристам обновился, несмотря на летние потопы.
Зато сделать туристическую отрасль более проницаемой для налоговых органов крымским чиновникам, похоже, удаётся неплохо. За девять месяцев 2021 года налоговые сборы от этого сектора выросли на 60%, сообщил в ноябре на форуме «Интурмаркет. Открытый Крым» министр курортов и туризма РК Вадим Волченко. Тем не менее, бюджет республики на следующий год пришлось принимать с дефицитом в 2,9 миллиарда рублей — пока поступлений от туризма и смежных отраслей определённо недостаточно для удовлетворения всех потребностей казны.
План года — один триллион рублей
Именно такой объём частных инвестиций должен быть привлечён в экономику Крыма в 2022-2025 годах, заявил на мартовском совещании по развитию полуострова президент России Владимир Путин.
«Об успехе наших действий можно будет говорить, только если мы сумеем обеспечить существенный, кардинальный рост частных инвестиций», — сказал он.
Ключевое слово в этой формулировке — «частный»: с момента присоединения полуострова к России основной приток капиталовложений в Крым обеспечивал федеральный бюджет, а инвестиции бизнеса шли явно по остаточному принципу.
2021 год, похоже, не станет исключением: согласно последним доступным данным Крымстата, за девять месяцев на долю бюджетных средств пришлось 72% из общего объёма привлечённых инвестиций, в абсолютных показателях это 13 миллиардов рублей из чуть более 18. Дистанция до искомого триллиона частных инвестиций более чем впечатляющая, но в риторике крымских чиновников эта цифра нашла постоянное место практически сразу: редкое объявление об очередном мегапроекте не сопровождалось напоминанием о президентском поручении.
С точки зрения инвестиционных деклараций 2021 год, действительно, оказался для Крыма весьма урожайным: стоимость некоторых из анонсированных проектов, в особенности будущих жилых и курортных комплексов, составляет десятки миллиардов рублей. 2022 год должен стать проверкой реальности этих амбиций.
Скорость движения к цели будет зависеть прежде всего от одной простой вещи: насколько власти будут готовы соблюдать договорённости с бизнесом — иными словами, от качества инвестиционного климата. Постепенное его улучшение на полуострове в 2021 году зафиксировал обновленный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата по версии Агентства стратегических инициатив: Республика Крым в нём оказалась в шаге от первой двадцатки регионов.
Товар года — виноград
По оценке Минсельхоза РК на начало декабря, валовый сбор винограда в 2021 году превысил 102 тысячи тонн, а спустя несколько дней замминистра Сергей Петелин сообщил, что итоговый показатель может приблизиться к 120 тысячам тонн — рекордный урожай за последние 5-6 лет.
Этот результат позволяет крымским виноделам рассчитывать на хорошие рыночные позиции в следующем году, который будет очень проблемным в мире вина. Из-за погодных катаклизмов в ряде ведущих винодельческих регионов Франции или Италии произошло резкое снижение сбора винограда — как следствие, ожидается рост цен на их продукцию как минимум на 20-30%.
Крым минувшим летом тоже накрыли проливные дожди, но провала по урожаю винограда не произошло.
Урожай крымского винограда от потопов тоже не пострадал.
Как это отразится на ценах на отечественные вина, станет известно при поступлении на полки бутылок нового урожая. А пока крымские производители могут какое-то время почивать на лаврах — в опубликованном несколько дней назад первом рейтинге российских вин журнала Forbes их труды были оценены по достоинству. Звание «Винодельня года» в этом исследовании завоевала компания «Сатера» из Бахчисарайского района РК. В топ-10 рейтинга вошли три севастопольских производителя — винный клуб «Бельбек», «Усадьбы Перовских» и «Золотая балка».
Тенденция года — рост «плохих» долгов
О нестабильном финансовом положении многих крымских компаний после кризиса 2020 года можно судить по совокупности сведений из разных источников.
Статистика Картотеки арбитражных дел (КАД) демонстрирует, что в уходящем году количество банкротных исков, которые рассматриваются в Арбитражном суде РК, выросло вдвое — почти до тысячи случаев. Во многом сработал эффект «отложенного спроса», поскольку в начале первой волны пандемии благодаря решениям властей ряд компаний оказались защищены от банкротства, а для закредитованных граждан были введены послабления.
По мере отмены этих сдерживающих механизмов количество банкротств стало расти, причём в случае юридических лиц особо стоит отметить массу исков со стороны налоговых органов. Для «знаковых» предприятий претензии со стороны кредиторов нередко не содержат критических опасностей: они либо не доходят до рассмотрения в суде, как в случае с хронически убыточным ГУП РК «Крымские морские порты», либо в какой-то момент появляется «бог из машины».
В последнем случае в качестве примера можно привести феодосийский судостроительный завод «Море»: как заявил 21 декабря Сергей Аксёнов, по решению президента России, предприятие в следующем году будет загружено заказами, что позволит ему избежать банкротства.
Но общий фон довольно тревожный. Как сообщал недавно «Коммерсантъ», ведущий крымский банк РНКБ в 2021 году столкнулся с резким ростом плохих долгов: доля просрочки выплат по кредитам в его корпоративном портфеле оказалась самой высокой среди ведущих 30 банков страны и в 4,4 раза выше, чем в среднем по банковской системе. Возможно, в следующем году работы по банкротным делам у судей крымского арбитража станет существенно больше.
Скандал года — дело Кабанова
Возбуждение уголовного дела в отношении очередного куратора Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя — вице-премьера РК Евгения Кабанова — можно интерпретировать по-разному.
Во-первых, как некое «последнее китайское предупреждение» Кремля крымским чиновникам о том, что любые злоупотребления при выполнении федеральных проектов будут жёстко пресекаться. Во-вторых, в этом сюжете определённо просматривается подковёрная борьба за выход на стройплощадки будущего массового жилья на полуострове: до прихода в правительство Крыма Кабанов был хорошо известен как один из крупнейших севастопольских застройщиков. В-третьих, дело Кабанова в преддверии выборов в Госдуму породило немало спекуляций о будущем конструкции власти в Крыму после эпохи Сергея Аксёнова.
С одной стороны, третий оказавшийся под следствием крымский вице-премьер по ФЦП — это явный перебор: сигнал сверху для крымских властей вполне очевиден. С другой, Кабанов довольно быстро был выпущен из СИЗО под домашний арест — разительное отличие от участи одного из его предшественников на посту куратора федеральных строек Олега Казурина, который был приговорен к 11 годам лишения свободы.
В деле следующего оскандалившегося вице-премьера Виталия Нахлупина, выпущенного под домашний арест почти через два года после задержания в 2018 году, тоже происходили любопытные повороты. В начале 2021 года стало известно, что судить Нахлупина будут в Москве, но затем его адвокаты добились через Верховный суд переноса слушания дела в Ростов-на-Дону, где процесс быстро вошёл в вялотекущую стадию из-за неявки свидетелей.
Евгений Кабанов — уже третий по счёту крымский вице-премьер, погоревший на ФЦП.
Общий знаменатель в этих трёх версиях прослеживается довольно легко: чем больше денег федеральный центр готов направлять на крымские проекты, тем больше конфликтов возникает вокруг их освоения. Едва ли случайно, что правоохранительные движения вокруг Евгения Кабанова активизировались вскоре после того, как крымская ФЦП в феврале была продлена до 2025 года. Впрочем, «ангелом» Кабанова тоже считать не приходится — его фигура давно ассоциировалась с различными скандалами, и это лишь ещё раз напоминает о проблемах со «скамейкой запасных» в команде Аксёнова.
Антирекорд года — последнее место Севастополя по доступности жилья
Почти 16 лет потребуется севастопольской семье со средними по городу доходами, чтобы накопить на квартиру. По данным исследования РИА «Рейтинг», опубликованного в середине года, по этому показателю Севастополь среди российских регионов занимал первое место с конца. Республика Крым расположилась двумя строчками выше: здесь для приобретения типового жилья среднестатистической семье потребуется 14 лет. Для сравнения, в среднем по России это чуть менее пяти лет.
При всей условности подобных рейтингов общая тенденция зафиксирована верно: динамика доходов крымчан в последние два года безнадёжно отстала от темпов роста цен на жильё. Если восстановление доходов по сравнению с кризисным 2020 годом измеряется в лучшем случае однозначными величинами (хотя и в этом есть сомнения), то квартиры благодаря неизменно высокому внешнему спросу дорожают в двузначных показателях. Например, по данным сервиса «Авито Недвижимость», в Севастополе за год квадратный метр вторичного жилья в среднем подорожал на 33%, преодолев отметку 140 тысяч рублей.
Галопирующий рост цен на жильё лишний раз напоминает о том, что Крым по-прежнему остаётся одним из лидеров по темпам инфляции среди российских регионов. В Севастополе в ноябре был зафиксирован двузначный её показатель — более 10%, причём это только официальные данные: реальная ощущаемая по росту цен на товары первой необходимости инфляция, которую принято именовать «инфляционными ожиданиями населения», существенно выше.
Разочарование года — ЯМЭФ-2021
Ялтинскому международному экономическому форуму откровенно не везёт второй год. В списке федеральных мероприятий для инвесторов сложно найти ещё одно событие, которое за период пандемии переносилось столько раз подряд.
Последняя по времени отмена ЯМЭФ состоялась всего за две недели до его открытия, намеченного на 4 ноября, о чём сообщил глава оргкомитета форума Марат Хуснуллин (хотя за несколько дней до этого он говорил, что отмены не планируется). Главе РК Сергею Аксёнову после этого оставалось лишь добавить, что мероприятие обязательно состоится, «как только позволит ситуация» — предварительно речь идёт о следующей весне.
Учитывая то, что площадка ЯМЭФ была одним из главных «окон в мир» для крымской экономики, негативный эффект от этого провала коммуникации с зарубежной аудиторией сложно переоценить. Начиная с апреля 2019 года, когда форум состоялся в последний раз, и мировая, и российская экономика изменились настолько, что начать с дискуссию с того момента, где была поставлена предыдущая точка, определенно не получится.
Повестку форума, по сути, придётся изобретать заново. Кстати, на официальном сайте мероприятия никакого намёка на то, что ждёт его гостей, когда ситуация все-таки позволит его провести, нет. Как будто с отменой ЯМЭФ-2021 история форума закончилась.
Вдвойне обидно для Крыма то, что ряд других крупных событий для инвесторов в 2021 году всё же состоялся — в промежутках между волнами пандемии или несмотря на неё. В качестве слабого утешения можно лишь отметить, что на Петербургском международном экономическом форуме в июне крымская делегация не упустила возможности заявить о своих проектах. Но из-за постоянных переносов ЯМЭФ Крыму пришлось покинуть очень ограниченный список регионов, принимающих бизнес-мероприятия масштаба всей страны. Хочется верить, что временно.
Леонид Гриневич
Фото: rk.gov.ru, feo.rk.gov.ru, pixabay.com