Пишите как можно больше: спасенный из американской тюрьмы Никитин призвал СМИ освещать истории соотечественников
Олег Никитин, вернувшийся домой после двухлетнего заключения в американской тюрьме рассказал свою историю на специальном брифинге, прошедшем 24 декабря в медиацентре «Патриот».
Возвращение россиян из заключения в иностранных тюрьмах — дело, которым в нашей стране нужно заниматься вместе. Обычно освобождением незаконно осужденных соотечественников занимаются правозащитники, дипломаты и сами родственники. Но не менее важную роль в процессе играют и СМИ. Так считают герои сегодняшнего дня, Олег Никитин, вернувшийся домой после двухлетнего заключения в американской тюрьме, и его жена Наталья, боровшаяся за свободу супруга все это время. Свою историю они рассказали на специальном брифинге, прошедшем 24 декабря в медиацентре «Патриот».
Петербургский бизнесмен и глава компании «КС Инжиниринг» был арестован в США в сентябре 2019 года, основанием для обвинений стало якобы нарушение антироссийских санкций. За освобождение Никитина сражались сразу трое адвокатов, к которым присоединились российские дипломаты, включая вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова и президента Фонда защиты национальных ценностей Максима Шугалея.
«Абсурдность моего ареста, по сути дела, была обозначена на первом судебном заседании. Оно проходило под девизом «За Крым и Севастополь». Я не чувствовал себя униженным или испуганным, а просто сказал, что у нас за такую формулировку раньше Георгиевские кресты выдавали, поэтому ничего страшного в этом не вижу. Они сказали: нет, это на самом деле другая история — все те санкции, которые вы намеревались нарушить, введены в результате каких-то действий в районе сопредельного с РФ государства. Я не участвовал ни в каких этих действиях и не отношусь к тем территориям, о которых они так переживали на судебном заседании, и вообще никогда там не был. Собственно говоря, я задал один вопрос: это что, шутка?» — вспоминает Олег Никитин.
К сожалению, происходящее оказалось для него реальным. Отказ в предоставлении бесплатного адвоката, сложнейший поиск дорогостоящих местных юристов и невозможность самому участвовать в каких-либо процедурах. В итоге борьбой с американской судебной системой занялась жена Наталья, а самому Олегу четыре раза меняли формулировку обвинения и дважды хотели сменить меру пресечения. Психологический прессинг, ровно как и изолированность, способны сломить любого, но Олег помнил о важном: за ним стоит не только семья, но и вся страна.
«Изощренных методов достаточно много. Мне постоянно говорили: не забывай, что ты один. Такое впечатление, будто я не видел, что я один. Все 16 человек [сокамерников] были другой этногруппы и совершенно другой языковой направленности, английским языком назвать это невозможно. Но подчеркивалось то, что я один во всем. Например, по телевизору они смотрят только баскетбол или все, что связано с баскетболом. И когда я просил переключить мне на какой-то новостной канал, то мне говорили: ты ведь один, почему мы должны переключать, — говорит бизнесмен. — И при этом им было не понять, что на самом деле я не один, а нас 180 миллионов. И это очень крепкое чувство. Поэтому спокойно можно было преодолевать и баскетбол, и все остальные «причуды».
История Олега Никитина — одна из многих, однако далеко не каждый случай заканчивается свободой и возвращением домой. По данным главы Фонда борьбы с репрессиями Миры Тэрады, на сегодняшний день в американских тюрьмах удерживают не меньше 100 россиян, и это только известные нам имена. Для этих людей, заключенных там без основания, очень важно, чтобы их истории рассказывали на родине, в том числе и в СМИ.
«Многие наши ребята сидят уже по второму десятку лет. Единственное, что помогает, это поддержка, в первую очередь семьи, потому что это единственная часть тебя, которая сейчас как-то живет на свободе. Но не менее важно, когда о тебе знают, когда о тебе говорят, когда за тебя переживают и на самом деле за тебя борются, — отмечает Олег Никитин. — Эти истории, чем-то схожие и всегда не похожие друг на друга, конечно же, должны быть освещены. Пишите как можно больше. Я, скорее всего, это не прочту, но это прочтет другой заключенный, где условия в тюрьме у него другие. А этот заключенный расскажет другим заключенным, что Россия своих не бросает. И только это, по сути, является подтверждением тому, что ты действительно не один».