Турция ищет лазейки для захода в тюркоязычные регионы России
В Хакасии 16 декабря были задержаны «документалисты» турецкого новостного портала GZT: гражданка Казахстана Назгуль Кенжетай и гражданин Турции Эмин Карачак. Официально они приехали туда с туристической целью. Однако по факту, иностранцы осуществляли на территории республики съемку фильма, для чего у них не было аккредитации. Журналисты не встречались с руководством движения хакасского народа, не обращались в Министерство национальной и территориальной политики, обошли своим вниманием и Министерство культуры. Они выборочно подошли к выбору респондентов и общались с теми жителями, которые недавно приняли ислам.
По постановлению Абаканского городского суда журналисты были оштрафованы и помещены в центр временного пребывания для последующей депортации.
24 декабря адвокат задержанных Абзал Куспан сообщил, что апелляционная комиссия приняла решение освободить из-под стражи задержанных журналистов. Он выразил благодарность за содействие Министерству иностранных дел Республики Казахстан, отметив, что суд изменил свое решение в результате дипломатических инициатив обоих государств.
Назгуль Кенжетай в 2018 году попала в национальный проект «100 новых лиц Казахстана». Она известна как международный военный корреспондент, фотограф и турецкий журналист. До поездки в Хакасию Н. Кенжетай вместе со своим турецким коллегой Э. Карачаком сняла сюжеты о жизни тюркских народов в Якутии, Бурятии и на Алтае. Журналистка живет и работает в Турции, где и окончила факультет журналистики Турецкого университета.
Эмин Карачак – потомок казахских мухаджиров, переселившихся в Турцию в 50-е годы. В Стамбуле и других городах Турции проживает большая казахская диаспора, в основном это потомки участников восстания Оспанбатыра Исламулы в Синцзяне, эмигрировавших сначала в Пакистан, и оттуда переселившихся в Турцию при премьер-министре Аднане Мендересе.
Так ли безобидна деятельность, которую развернули вышеназванные журналисты? Ведь они поехали вовсе не ради поиска фольклорного наследия малочисленных народов. Они поехали в чужую многонациональную страну, в которой проживают и тюркские народности, в поисках доказательств их угнетения и притеснения. Для того, чтобы насадить пантюркистские настроения и внести опасный «антиколониальный» нарратив в историю малых этносов России.
Публикации Н. Кенжетай в инстаграме сделаны на турецком языке. В каждой из них есть эмоциональный посыл о тяжелой жизни и находящихся под постоянным давлением со стороны государства малых тюркских народностей. Вот что она пишет о хакасах: «Требуется характер, чтобы жить на этой земле. Тюрки-хакасы находятся на переднем крае со своим характером. Поэтому они подвергались самому жесткому давлению. … Я хотела бы много написать, но еще не время». Сразу хочется спросить, а что еще есть рассказать и почему не время? Не подготовлена почва? Пока еще не подменили исторические факты и недостаточно поработали с местным населением? После, так сказать, разведки боем поняли, что клиент еще не готов?
Есть еще одна очень интересная публикация у Назгуль. На фотографии, размещенной в ее аккаунте, она запечатлена с Джемилевым Мустафой и под ней подпись: «Я счастлива и горжусь возможностью часами беседовать с Мустафой Крымоглу, легендарным лидером крымских турок, символом великой борьбы».
Кто такой Джемилев? Это диссидент еще с советских времен, соучредитель «Инициативной группы по защите прав человека в СССР». Один из создателей подпольного Союза крымско-татарской молодежи. Создатель нелегальной Инициативной группы крымских татар им. Мусы Мамута. Во времена Союза отсидел в общей сложности 15 лет. В диссиденты попал из криминала. Начинал вором-форточником. С 90-х главарь этнической ОПГ «Имдат», президент тесно связанного с ней фонда «Крым». Порядка 30% прибыли ресторанов, шашлычных и других заведений, принадлежащих крымским татарам оседало в его карманах. Агент турецких спецслужб. В 2010 году предложил переименовать порядка 1000 населенных пунктов Крыма на крымско-татарские названия. Например: Севастополь – в Ахтияр, Симферополь – в Акъмесджит. Матерый русофоб. В апреле 2014 года Джемилев обращался к правительству Турции с призывом закрыть Босфорский пролив для прохождения российских военных кораблей и направить турецкий флот к берегам полуострова, «чтобы агрессор не чувствовал себя так уверенно». Джемилеву запрещен въезд на территорию России до 2034 года.
Деятельностью таких субъектов восхищается казахская журналистка с турецкой трудовой книжкой. И именно Назгуль Кенжетай как нельзя лучше подходит на роль засланного казачка от Турции в Россию. Она – гражданка Казахстана, с которым Россия пытается изо всех сил сохранить добрососедские отношения. Закрывая глаза на многие случаи проявления русофобии в Казахстане. Решение апелляционной комиссии как нельзя лучше это доказывает.
Но ведь деятельность «документалистки» не очень похожа на фольклорно-поисковую. Через свои журналистские исследования она проталкивает интересы Турции в российские регионы. Анкара тем и славится, что в «мягкой силе» и «игре в долгую» ей нет равных. Вода камень точит. Через такие «гуманитарные» проекты Турция мечтает перевести в сферу своего влияния территории России. Помимо Крыма (который турки не признают), Кавказ (ногайцы, кумыки, карачаевцы и балкарцы), Поволжье (татары, башкиры, чуваши), Сибирь (долганы, алтайцы, хакасы, тувинцы) и, конечно же, Якутия. Она самый лакомый кусок. По площади больше любой европейской страны и самой Турции. На ее территории большие запасы алмазов, урана, угля, газа, нефти.
Лазейка, через которую турки стремятся попасть в Якутию, есть: якуты — тюрки. Следовательно, через всевозможные культурные проекты можно жителей этого региона приучить к мысли об общей истории, похожей культуре, а, если еще и навязать мысль, что их угнетают – цель вероятнее всего окажется очень близко. В Якутии казахстанская журналистка и турецкий оператор тоже поработали.
Ранее, в 2019 году, Якутию посетил сын Президента Турции Р. Эрдогана Неджметтин Эрдоган Билал. В рамках визита Билал Эрдоган посетил Соборную мечеть Якутска, где совершил намаз. «От имени жителей республики Турция я приветствую вас всех, мои братья. … Несмотря на то, что между нашими странами большие расстояния – мы братья». Б. Эрдоган занимает должность Президента Всемирной Конфедерации этноспорта. «Мы узнали о том, что у вас есть национальный вид спорта –мас-рестлинг, и создали у себя в республике Конфедерацию по развитию национальных видов спорта. И благодаря этому мы уже знаем, у какой нации какие виды спорта. Те виды спорта, которые здесь динамично развиваются, нам очень импонируют. … В данное время более 300 школ Турции пропагандируют этот вид спорта: мы проводим турниры, соревнования. Этот вид спорта очень у нас любят, и он имеет большой потенциал», — заявил Б. Эрдоган. По его словам, в Турции знают о Якутии как о месте, где живут братья по крови. «Мы на уроках географии в свое время изучали и знали, что есть такая республика, где живут наши предки, наши братья по крови».
Вся эта деятельность Турции в культурной, гуманитарной, спортивной, образовательной сферах на Севере России очень хорошо увязывается с Арктической стратегией Министерства обороны США, разработанной в 2019 году. По словам советника Министерства обороны США, профессора Университета Айдахо Лилиан «Док» Алесса, специальные операторы обладают уникальной способностью развивать сети, работая с союзниками, частным сектором и академическими кругами, а также с местным населением и коренными народами. Основной упор делается на поиск внутренних противоречий, разжигание межнациональной розни, нарушение устойчивости общества, развитие негативных социальных процессов, вызывающих отделение народа от власти. Выделение определенной народности (в нашем случае тюрков) из общего состава населения и противопоставление их государству. Все это дает нужный результат. Поэтому недооценивать работу различных «документалистов», журналистов, собирателей фольклора не стоит. Наоборот, необходимо приглядываться и работать на опережение. Пресекать любые попытки разделения общества.
И, конечно же, создавать не просто необходимые, а хорошие социальные условия для жизни. Развивать промышленность, медицину, науку, культуру. В советское время было тяжело рассказывать малочисленным народам о рабстве России, когда промышленность и экономики советских республик развивались. Сейчас же выросло новое поколение, которое не знает СССР, и поэтому запускается новый цикл.
Аля Каминская, специально для ANNA News