если
Это и правда и неправда одновременно.
Почему это правда.
Действительно, многим в 2014 году казалось, что восстановлена историческая справедливость. Точно так же немцы после проигранной радовались аншлюсу с Австрией. Встаем с колен! Как похорошел Берлин при Шпеере! Да черт с этими договорами, но Крым ведь на самом деле наш, да? Да у меня родственники в Севастополе живут — там все были за присоединение к России. Если Крым — это Украина, то почему тогда подавляющее большинство украинских военных и полицейских начали служить России и т.д.
А теперь, почему это неправда. В начале любой войны, которая кажется маленькой и победоносной, большинство всегда за войну. Потому, что большинство всегда ошибается и не умеет просчитывать ситуацию хотя бы на два хода вперед.
Перед Первой Мировой войной в России был невиданный патриотический подъем. Когда император выступил с речью с об объявлении войны, слушавшая его толпа упала на колени. Народ и власть были едины в своем желании воевать: 96% призывников пришли на сборные пункты. Разобьем немцев, Босфор и Дарданеллы будут нашими. «Бог, Царь и народ! — и победа обеспечена»
Сатирический журнал «Забияка» рекомендовал установить для проживающих в России немцев специальную форму одежды с надписью «Подлец». Делалось это для того, чтобы каждый мог вовремя плюнуть немцу в «харю». Тот же журнал шутливо советовал не лечить немцев в русских больницах, а вместо воды давать им касторку.
В Петербурге толпа патриотов сожгла немецкое посольство. Дума безропотно приняла военный бюджет. Ликовавшие горожане развернули против ненавистных немцев волну погромов. Лавочники с подозрительно похожими на немецкие фамилиями вывешивали на витринах объявления: «Это не немецкая, а еврейская лавка».
Российские граждане немецкого происхождения десятками потянулись в полицейские управления и управы - менять фамилии. Переименовали названный вообще-то на голландский, а не на немецкий манер Петербург в Петроград (а хотели - в Свято-Петроград) и чуть не превратили бутерброд в сэндвич. Струве писал в ноябре 1914 года: «Война сильнее всяких проповедей учит нас патриотизму. Мы ощутили себя в войне нацией и государством, русскими и Россией».
И точно такой же взрыв патриотизма произошел и в Германии. Он получил название «Августовское воодушевление» (Augusterlebnis). Победа над Францией и Великобританией, «коварным Альбионом», извечным врагом Германии, которой так жаждали немцы, стала для них вопросом национальной гордости.
Томас Манн называл войну «очищением» и расставанием с «сытым мирным временем». Националистически настроенные немцы сравнивали войну с «очищающим закаливанием для нации». Богословы придавали войне религиозную святость. Интеллектуалы, которые всегда сторонились толпы, теперь стали патриотами.
Макс Вебер писал об «этой великой и великолепной войне» и о том, что славно быть её очевидцем, но горько не иметь возможности пойти на фронт.
4 октября 1914 года под заголовком «К культурному миру» был опубликован «Манифест 93» — открытое письмо 93 немецких интеллектуалов в защиту действий Германии в начинающейся Первой мировой войне:
Мы, представители немецкой науки и искусства, заявляем перед всем культурным миром протест против лжи и клеветы, которыми наши враги стараются загрязнить правое дело Германии в навязанной ей тяжкой борьбе за существование. События опровергли распространяемые слухи о выдуманных немецких поражениях. Тем усерднее сейчас работают над искажениями и выдумками. Против них поднимаем мы наш громкий голос. Да будет он вестником истины. Неправда, что Германия повинна в этой войне. Её не желал ни народ, ни правительство, ни кайзер. С немецкой стороны было сделано все, что только можно было сделать, чтобы её предотвратить...
...Неправда, что война против нашего так называемого милитаризма не есть также война против нашей культуры, как лицемерно утверждают наши враги. Без немецкого милитаризма немецкая культура была бы давным-давно уничтожена в самом зачатке. Германский милитаризм является производным германской культуры, и он родился в стране, которая, как ни одна другая страна в мире, подвергалась в течение столетий разбойничьим набегам. Немецкое войско и немецкий народ едины.
––––––
Но так бывает только в начале. Даже дураки быстро умнеют. Подлая война с Украиной, развязанная Путиным, продолжается уже дольше, чем Вторая Мировая. Никакого народного воодушевления сейчас не будет. Не будет и небывалого подъема рейтинга, на что так надеются в Кремле. А будет поток гробов, закручивание гаек и резкое обнищание населения. Если Россия все-таки начнет новую бойню, ее ждет сокрушительное поражение.