Минздрав посчитал потерянные астраханцами годы жизни
Сказка о потерянном времени от Минздрава. Но не смешная, а грустная, ибо рассказывает о том, сколько мы могли бы прожить, если бы болезни и другие причины не забирали нас из этого мира раньше времени.
Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России разработал систему мониторинга и анализа показателя «потерянные годы жизни». Она показывает число потерянных лет от преждевременной смертности жителями регионов страны.
Показатель «потерянные годы жизни» (ПГЖ) разработан ВОЗ и используется во многих странах мира для оценки социальных и демографических потерь от преждевременной смертности, формирования национальных стратегий в области здравоохранения и демографии. Собственно, с этой целью в России и разработали систему мониторинга ПГЖ.
В 2020 году продолжительность жизнь в разных регионах России составляла от 65,8 до 81,5 лет. Лидерами стали жители Севастополя, Адыгеи и Ингушетии. А больше всего потерянных лет жизни – более семи - отмечено у жителей Чукотки, Чечни и Ненецкого автономного округа.
Астраханская область в этом списке находится в бледно-желтой зоне – то есть практически посередине. Астраханцы теряют в среднем 5,93 года своей жизни. Мужчинам везет меньше – они теряют 6,64 года. Женщины живут дольше, их потери – 5,18 года.
Коронавирус – не главная причина преждевременной смертности. Новая инфекция отобрала у астраханцев в среднем 0,406 года жизни и заняла четвертое место в списке. Основную угрозу представляют болезни системы кровообращения, они стоят жителям региона 2,2 года жизни. На втором месте – новообразования, забирающие 0,824 года. Третье место принадлежит внешним причинам смертности (к ним относятся несчастные случаи, ДТП, убийства, утопления, отравления и пр.) - минус 0,749 года жизни.
В целом потери лет жизни жителями Астраханской области по группам заболеваний распределились так:
В принципе открытием эту информацию не назвать – система использует все ту же статистику. Новизна сервиса – в его наглядности. Согласитесь, наблюдать количество потерянных земляками лет – не то же, что читать сухой перечень заболеваний, ранжированный по убыванию.
Кроме того, система наглядно демонстрирует, что ковид – вовсе не основная причина избыточной смертности, которая накрывает страну с 2020 года.
Напомним, в 2020 году в России был зафиксирован резкий скачок смертей. По данным Росстата, естественная убыль населения страны в 2020-м выросла в 2,2 раза по сравнению с 2019 годом. Астрахань вошла в число регионов, где этот показатель превысил среднероссийский. У нас убыль населения ускорилась в шесть раз. Но лидерами стали Татарстан (в 72 раза) и Санкт-Петербург (в 58 раз).
В 2021 году лучше не стало. По данным «Ведомостей», с декабря 2020 по ноябрь 2021 в России умерло более 2,4 млн человек, и это худший период с 1945 года.
При этом новый вирус не стал основным непосредственным «убийцей». В диаграмме, показывающей распределение потерянных лет по причинам смерти в целом по стране он стоит всего лишь на пятом месте.
Эксперты до сих пор спорят, откуда же взялись сотни тысяч избыточных смертей (считается, что их число в 2020-2021 составило свыше 800 тысяч). Некоторые полагают, что это все же «неучтенный» ковид. Но большинство уверено: причина не в нем. То есть ковид «виноват», но вина его косвенная. Просто оптимизированное здравоохранение направило все оставшиеся у него ресурсы в «красную зону». На борьбу с другими болезнями сил и средств уже не осталось.
Кстати, в 2018 году сердечно-сосудистые болезни отнимали у астраханцев в среднем 1,54 года жизни, в 2019-м - 1,35 года.