Севастопольским пасторалям грозит новая приватизация
Ранее, если человек строил жилой дом, или же ему досталось что-то во втором санитарном поясе, он все равно не мог получить право собственности на земельный участок. Теперь – может. В сопроводительных документах к законопроекту утверждается, что на чистоту вод это не повлияет, поскольку владельцы участков по-прежнему должны будут соблюдать требования природоохранного законодательства.
Депутаты Госдумы приняли закон далеко не единогласно. Ранее не было его однозначного одобрения и при обсуждениях в регионах. В Севастополе отрицательные отзывы на него дали и Севприроднадзор, и комитет по градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания.
О причинах появления этого законопроекта (теперь уже закона) и его неодобрения в Севастополе ForPost рассказал председатель комитета, депутат Вячеслав Горелов. Он считает, что у этого решения, обусловленного проблемой, которая возникла в Москве и Подмосковье, отрицательных последствий гораздо больше, чем положительных.
По словам депутата, инициатива родилась из-за строений, которые появились с 1980 по 2010 год в границах второго пояса зоны санитарной охраны Московского водопровода. Несмотря на ограничения, там было построено более семи тысяч объектов капитального строительства.
«Там строили и частные дома, и многоквартирные. То есть сначала нарушали действующий закон при попустительстве властей, а теперь решили: ну, раз уж они построены, давайте их узаконим. Однако локально узаконить нельзя – закон не может иметь исключительную норму, применимую лишь к одной территории (за исключением особых случаев). Поэтому узаконение нарушений, которые происходили в Москве и области, теперь распространилось на всю страну», - говорит Вячеслав Горелов.
Чем это грозит Севастополю? Традиционно – застройкой, в данном случае – Байдарской долины, в которой находится Чернореченское водохранилище, главный источник питьевой воды для Севастополя.
Действительно, некоторые жители Байдарской долины не могут оформить право собственности на свои участки, расположенные во втором поясе зоны санитарной охраны, хотя их семьи живут там десятилетия, говорит Вячеслав Горелов. Их заявления поступают и в Заксобрание, и в органы исполнительной власти. Но эту проблему можно и нужно было решать иным способом – через утверждение Правил землепользования и застройки, без которых в городе уже восемь лет творится строительный хаос.
«Что сейчас может произойти в Байдарской долине? Те, у кого на участки были наложены ограничения, участки приватизируют, - это хоть и небольшая, но положительная сторона закона. Проблема, однако, в том, что могут построить и узаконить новые дома и участки, - предупреждает депутат. – Чтобы нивелировать риски этого закона, необходимо срочно принимать Правила землепользования и застройки и Генеральный план, устанавливать функциональное зонирование и, главное, границы населенных пунктов в Байдарской долине, а затем строжайшим образом следить за соблюдением требований документов территориального планирования и зонирования, не допуская расползания населенных пунктов за установленные границы».
В плюс сыграет также наличие государственного ландшафтного заказника регионального значения «Байдарский» - он выполнит свою регулирующую и природоохранную функцию, говорит депутат.
В целом депутат крайне негативно оценивает снятие ограничений, видя в этом губительные последствия для российских водоемов. Он считает, что новый состав Госдумы вслед за предыдущим продолжает политику, направленную на деградацию природоохранного законодательства.
Отметим, что оба депутата от Севастополя – Дмитрий Белик и Татьяна Лобач – проголосовали за принятие закона. Свою позицию в этом вопросе ForPost объяснила только Татьяна Лобач.
Застройка природных окрестностей Севастополю не грозит, считает она, ведь передача в собственность муниципальных и городских земель во второй санитарной зоне касается главным образом тех, кто уже арендовал там землю, построил объект недвижимости и платит аренду. Теперь общее правило о возможности выкупа арендованной и застроенной земли распространится и на них.
«Это земля не только под жилыми домами, но и под промышленными объектами, логистическими центрами», — уточнила Татьяна Лобач.
Это поможет наполнить бюджеты регионов, обращает внимание депутат Госдумы. В частности, в Москве консолидированная стоимость земли во втором поясе охранной зоны водоёмов — 4,5 миллиарда рублей. Есть очевидный плюс и для рядовых жителей — в той же Байдарской долине 83 домохозяйства на неприватизированной земле из той самой второй зоны охраны не могут воспользоваться правом «нулевого присоединения» к газопроводу.
«А мы должны выполнить поручение Президента о 100% газификации сёл», — напоминает Татьяна Лобач.
Но не станут ли применять новый закон к ещё не освоенной городской земле — ресурсу крайне ограниченному, особенно в Севастополе? Тем более когда так можно заткнуть дыры в бюджете? Татьяна Лобач считает, что нет, а те, кто такое подозревает, — скажем так, недостаточно лояльны.
«Это значит, что мы не доверяем высшему должностному лицу? Федеральный закон даёт право, а основные полномочия — они уже на уровне субъекта. Возможность выставления на конкурс того или иного земельного участка — это права депутатов заксобрания, правительства города Севастополя», — говорит она.
Татьяна Лобач напомнила о барьерах, которые проходят строительные проекты.
«У нас же для этого целый механизм создан — начиная от архитектурного совета, от ДИЗО. У нас общественные слушания проводятся. И чтобы кто-то просто пришёл и сказал: „Я хочу так-то и так-то” — так не бывает. Я думаю, мы все вместе не допустим таких вот строительств, которые, может быть, имели место ранее», — считает она.
Ещё одним барьером для продажи земель должен стать долгожданный и многострадальный Генплан, наконец-таки показать который горожанам обещают этим летом. Напомним, работа над ним идет за закрытыми дверями ГАУ «Институт Генплана Москвы»,
«И как мы с вами распланируем градостроительные нормы, так мы и должны их выполнять», — подчеркнула Татьяна Лобач.
Если рассматривать принятый закон со всех сторон, а не только точки угрозы, то он заслуживает поддержки, считает она.
Дело осталось за малым — доработать необходимые градостроительные документы в соответствии с настоящими интересами горожан, утвердить их, а потом — неукоснительно соблюдать. Всего-то.
Светлана Косинова
Фото: AlexxxR - Форпост