Возможный вред Херсонесу из-за стройки решили оценить через полгода после начала работ
«В настоящее время документация по оценке влияния планируемых работ в границах буферной зоны (частично на этой территории строится историко-археологический парк) на универсальную ценность указанного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО разрабатывается», – многообещающе говорится в ответе.
О каких именно «планируемых» работах идет речь, из ответа понять сложно. При этом уже полгода в буферной зоне Херсонеса сконцентрирована строительная техника, которая производит определенные работы, в том числе в виде разрушения объектов частной собственности, городской коммунальной инфраструктуры и объектов городской истории.
Буферная зона Херсонеса в декабре 2021 года
Согласно ответу городского правительства, влияние этой деятельности на сохранность Херсонеса вплоть до настоящего момента не изучалось.
В ответе Николая Гордюшина подчеркивается, что в адрес заказчика строительства историко-археологического парка было направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства о государственной охране объектов культурного наследия. Отдельно было прописано требование провести оценку влияния на объект ЮНЕСКО в ходе работ в его буферной зоне.
Возникает ощущение, что предупреждение о недопустимости нарушений законодательства было проигнорировано.
Отсутствие необходимых по закону документов о ведущемся строительном мероприятии на территории Херсонеса Таврического ранее подтвердили Министерство культуры и Министерство иностранных дел РФ.
Более того, руководство Комиссии по делам ЮНЕСКО сообщало, что, согласно пункту 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия, «необходимо согласование с ЮНЕСКО любых строительных и хозяйственных проектов, реализация которых может оказать негативное воздействие на выдающуюся универсальную ценность объектов, имеющих статус объектов Всемирного наследия». Причём сделать это необходимо «до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить».
Отметим, что порядок работы «сначала стройка, разрешения на неё – потом» стал в городе-герое общепринятым за последнюю пару лет. Без разрешений началось строительство так называемого «Нового Херсонеса» – угрожающее Херсонесу настоящему. Разрешения на строительство хореографической академии и многоэтажного дома, которые войдут в состав культурного кластера на мысе Хрустальном, были получены всего-то через два с половиной года после начала самой стройки. Без разрешений на строительство и внятного проекта началось скандальное строительство дома для сирот на улице Кокчетавской – хотя городское руководство заявляло об уверенности в абсолютной законности такого положения дел. Буквально на днях выяснилось, что линия электропередач через севастопольские леса и горы, ради которой нужно будет вырубить до миллиона деревьев, уже законтрактована и частично оплачена, несмотря на заверения городских властей и лично губернатора Михаила Развожаева о том, что подобный проект не согласован и даже не рассматривался.
На этом фоне забота об объекте всемирного значения через полгода после того, как вокруг (и на нем самом) начались строительные работы, увы, уже не выглядит чем-то ненормальным.
Николай Сведски