22/02/22==Мой сын-крымчанин служил в ВМСУ и поведал, почему бежавшие на Украину моряки хотят в Крым вернуться
Мой сын служил в ВМС Украины в 2012-2013 годах (с осени до осени). А на днях он впервые с 2014 года позвонил своим бывшим сослуживцам, уехавшим в 2014 году в Одессу и Николаев и спросил, как у них дела. Что ему рассказали – читаем в статье.
Итак, несколько кораблей и судов обеспечения ВМСУ ушли из Севастополя или были переданы Украине в первой половине весны 2014 года, до начала АТО на Донбассе. Помимо этого с аэродрома Новофедоровки под Саками более десятка самолетов и вертолетов морской авиации ВМСУ беспрепятственно перелетело в Николаев.
В целом порядка 30% личного состава (по моим данным примерно 4 тысячи человек), рядовых и офицеров, решило последовать приказу из Киева и вернулось на Украину, поверив обещаниям высшего командного состава ВМСУ об обеспечении их быта и нормальных условий службы.
И здесь начались интересные события. Дело в том, что в Крыму у бежавших с полуострова остались служебные и приватизированные квартиры. То есть, официально они имели жилье, были обязаны платить за него штрафы и за ЖКУ. А потому их сняли с квартирного учета и очереди на получение служебной квартиры.
В результате часть семейных уехавших моряков была вынуждена ютиться в комнатушках общежитиях, иные снимали любой доступный угол в частном секторе. Некоторые члены рядового состава проживали в кубриках на кораблях.
Часть особо патриотично настроенных моряков успела повоевать в зоне АТО. В основном это младший командный и рядовой состав родом с Западной Украины. Такая была практика – в Крым направлялись командиры в основном с запада страны, который ранее принадлежал Австро-Венгрии и Польше, а в 1941 году часто был рад Вермахту. Это должно было уравновесить наличие в Крыму местных пророссийски настроенных моряков. Напомню, многие военнослужащие ВСУ служили в районах мест постоянного проживания.
В то же время примерно треть из группировки ВМСУ осталась служить в ЧФ по идейным соображениям. И еще примерно треть осталась, поскольку видела, насколько лучше уже в 2014 году обеспечивался быт моряков Черноморского флота, что им активно выделяются квартиры, иное жилье и т.п. То есть, по вполне меркантильным и карьерным причинам.
В то же время в очереди за служебными квартирами в ВСУ всего состоит примерно 50 тысяч военнослужащих. При этом количество претендентов растет каждый год на тысячи, а квартир сдается по 100-200. То есть, получить служебное жилье на Украине почти нереально.
В результате этих событий мой сын услышал от своих бывших сослуживцев по ВМСУ, которые все еще находятся на службе (младшие офицеры и рядовой состав по контракту), следующие истории.
Сразу хочу честно предупредить – я не моряк, поэтому могу немного перепутать терминологию армии и флота (не хочу дергать своего малого по телефону из-за каждого слова). Но суть от этого не меняется, да и чем отличается корабль от судна и разницу в терминах «ходить» и «плавать», я знаю.
Если будут неточности в терминологии – знатоки могут поправить меня в комментариях, спасибо.
Мой сын обучался в учебке в Николаеве на корабельного связиста примерно 5 месяцев, с осени 2012 до весны 2013 года. После этого его перевели служить в Севастополь и оставили на берегу, поскольку «на ключе» он работал плохо, азбуку Морзе так и не освоил на должном уровне, так как не хотел ходить в море на кораблях ВМСУ, которые дышат «на ладан».
Поэтому сначала он позвонил в Николаев – там служит его сослуживец-связист, которого перевели в морскую авиацию. Парень тот вполне адекватный, просто как применить себя на гражданке он не знает, потому все еще служит в каком-то небольшом звании. Да и в АТО его не призовутс такой службы - авиация на востоке страны не работает, тем более морская.
Парень опасался сказать что-то лишнее по мессенджеру. Но все-таки рассказал о бытовых условиях. Сказал что сам живет в морской казарме, поскольку несемейный. А вот офицеры устроились кто как может. У некоторых есть родственники в Николаеве и окрестностях. Иные отправили семью к родственникам в другие области страны и иногда навещают супругу и детей. Есть те, кто снимает комнату или в складчину – квартиру или домик.
По словам николаевского моряка, те офицеры, кто родом с юга или востока Украины, уже давно пожалели, что уехали из Крыма. И теперь некоторые из них раздумывают о том, чтобы уволиться официально, перевезти семью в Крым и подать рапорт о зачислении на Черноморский флот с постановкой на очередь для получения жилья.
Технически это реально. Тем более что морская авиация в АТО не участвовала. То есть, противоправных действий против крымчан и жителей ЛДНР они не предпринимали, против России тоже, а потому и состава преступления в их действиях по российским законам у них нет.
В общем, мой сын «отморозился», как говорят молодые люди, от оценки таких желаний. И после позвонил по известному ему старому номеру телефона в Одессу, где находится его сослуживец, с которым они проходили службу в Севастополе.
В Одессе ситуация с жильем оказалась еще сложнее. Во-первых, летом цены на жилье подскакивают. Можно снять комнату или квартиру с осени до весны за умеренную плату. Но на лето либо плати больше, либо съезжай.
Поэтому бессемейные действительно порой живут прямо в кубриках. Но таких, вопреки рассказам некоторых российских изданий, на самом деле немного – несколько десятков человек, по оценке одесского собеседника. Остальные в морских казармах, в общежитии, а также снимают жилье в складчину. В общем, как в Николаеве.
А еще бьет по карману постоянная задержка зарплаты. Пусть ненамного, но задерживают. Обычно срок задержки от одного до трех месяцев. Но и это уже неприятно, особенно когда с семьей снимаешь квартиру.
Некоторые бежавшие из Крыма в 2014 году моряки рады бы вернуться. Но дело в том, что из-за отсутствия нормальной службы на берегу и на флоте многие из них поддались "патриотичным призывам", побывали в зоне АТО и воевали против ЛДНР. Конечно, они надеются, что даже если уволиться и приехать в Севастополь, то в России об этом не узнают.
Но интернет помнит все. Многие из них выкладывали фото из зоны АТО в интернет. Даже если их удалить, они останутся, например, в Вебархиве – из него их не удалишь. Да и в целом ФСБ и ГРУ России не дремлют. Лично я очень надеюсь и даже уверен, что таких примут «под белы рученьки» люди в камуфляже и строгих костюмах еще на пропускных пограничных пунктах на севере Крыма.
Вот такие получились разговоры. Да что там скрывать – по моей просьбе сын звонил на Украину, мне интересно стало, как дела в ВМСУ. Кстати, собеседники из Украины в обоих случаях сказали, что моему малому повезло. Он уволился в запас буквально за месяц до начала волнений на майдане в Киеве. Хотя его выбор как русского крымчанина по любому был бы очевиден – уж он точно остался бы дослуживать срочную в Крыму. И никакой Одессы или Николаева!
В общем и целом можно констатировать – служившие в Саках, Новофедоровке и на Донузлаве украинские моряки часто сожалеют, что поверили украинским военно-морским начальникам.