Донбасский эндшпиль России: в Крыму оценили вероятность войны с Украиной
И вздохнули с облегчением.
Вторая дата — 21 февраля 2022 года — войдёт в историю наравне с 18 марта 2014-го. День, когда президент России объявил о признании независимости и суверенитета Донецкой и Луганской народных республик. За последние сутки были подписаны соответствующие указы, затем — договоры о дружбе и сотрудничестве. Эти документы 22 февраля ратифицировала Госдума.
Немаловажный вопрос, который волновал как экспертное сообщество, так и простых граждан и России, и новых самостоятельных республик — официальные границы территорий. Речь идёт о территориях бывших Донецкой и Луганской областей Украины, часть которых сегодня находится за установленной линией соприкосновения. Окончательного ответа на этот вопрос пока нет.
В этой связи всё тревожнее звучит следующий вопрос, резонируя с участившимися сообщениями об обстрелах, взрывах и украинских диверсионных группах: быть ли войне. О том, как могут развиваться события после исторического решения президента России и какое будущее ждёт не только республики Донбасса, но и глобальные мировые политические процессы, ForPost спросил у крымских политологов.
Дело цивилизационной важности
Безусловно, признанием ДНР и ЛНР как самостоятельных государств дело не должно ограничиться. Здесь, по мнению крымского политолога, руководителя филиала Фонда развития гражданского общества в Симферополе Натальи Киселёвой, следует руководствоваться пожеланиями самих жителей республик. А их желание давно известно: войти в состав России. Кроме того это одновременно и одна из главных целей России – вернуть свои так называемые «исторические российские территории».
«Территория России, если говорить о Российской империи, потом о СССР и о нынешней России, съеживалась, как шагреневая кожа. Понятно, что изменилась ситуация, изменилась политическая карта мира, и мы имеем дело с другой реальностью. Тем не менее, пока что мы видим, что Россия выполняет данную задачу, опираясь на волеизъявление граждан, которые хотят возвратиться в Россию. Это решение геополитической, цивилизационной важности», — считает политолог.
Исторического признания республики ждали 8 лет.
Разумеется, ситуация вызовет вполне ожидаемую реакцию со стороны западных «партнёров»: персональные и отраслевые санкции, блокады, угрозы разрыва сотрудничества по отдельным проектам. И никого спустя десятки лет современной истории уже не удивишь избирательностью подхода в вопросах признания независимости тех или иных территорий — хотя речь не только о ситуации вокруг Донбасса или Крыма.
Но что бы ни придумал Запад в ответ на признание ДНР и ЛНР, самое главное для всех сторон политической арены — избежать войны. И это, как ни странно, зависит в первую очередь от руководства Украины.
«Я надеюсь, что в данном конкретном случае какого-то оставшегося разума, пусть и незначительного, киевской власти хватит, чтобы не развязывать войну. Да, не секрет ни для кого, что это решение принимается вне Украины. Но должно же оставаться у них хотя бы минимальное чувство самосохранения! Только на него и надежда», — признала крымский политолог.
Впрочем, для Украины как для государства точка невозврата уже пройдена: ожидать, что страна сможет сохранить хоть какую-то целостность, уже не приходится, считает Наталья Киселёва.
«Давайте заглянем немного вглубь истории: все попытки создания Украины — а это отнюдь не тысячелетия, как говорится в их новых учебниках — раз за разом приводили страну к распаду, как минимум на две части, — напомнила эксперт. — То есть, у нас нет никаких аргументов и факторов, которые могли бы позволить делать другие прогнозы. Киев сам всё делает для распада своей страны, о какой бы области действия мы ни говорили».
Никто уже не может отступить
К сожалению, шансы мирного урегулирования ситуации и избежания открытого военного конфликта чрезвычайно малы. Такое предположение в беседе с ForPost высказал крымский политолог Владимир Джаралла. По его мнению, сейчас можно выдавать десятки прогнозов, но все они перестанут существовать через минуту после того, как кто-то из участников процесса сделает хотя бы один шаг.
«То, о чём говорят — всего лишь объявленные меры. А вот что будет происходить дальше, вопрос. Самая большая опасность в том, что сейчас ситуация управляет всеми участниками, а не наоборот. И вероятность прямого столкновения достаточно высокая, потому что каждая из сторон, к сожалению, находится в ситуации, в которой отступить она просто не видит возможности. На стороне России — справедливость и люди. На стороне Запада — гордыня и нежелание уступать, так как это будет воспринято как слабость и поражение», — пояснил политолог.
Так же неизбежен, по мнению политолога, и следующий шаг — включение ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации. Будущее республик видится исключительно таким.
«И судя по некоторым оговоркам, которые прозвучали на открытом заседании Совбеза РФ, высшее руководство понимает, что это практически неизбежный шаг, — подчеркнул Владимир Джаралла. — И с исторической точки зрения это положительно для России. Во-первых, увеличивая таким образом население, она выходит из демографического тупика. Во-вторых, преодолевает препятствия для экономического рывка. Ведь в отличие от Крыма Донбасс — достаточно развитый регион, где есть возможности дальнейшего развития».
А вот Украине ждать уже нечего.
«В настоящий момент это государство находится в состоянии распада и не способно выстроить хоть что-то работоспособное. Отвержение большей части населения на юго-востоке делает ситуацию такой, какой мы её видим. Западная же Украина в случае отделения также будет нежизнеспособна», — заключил политолог.
Наталья Леонова
Фото: kremlin.ru