Тревожное нынче время. Россия и её достойный лидер Владимир Путин начали решать проблему защиты государственных интересов своей страны и обеспечения её и народа безопасности.
Можно по-разному относиться к такому решению, но одно должны помнить все граждане Российской Федерации – это решение президент принял исходя из критической обстановки и полной поддержки депутатами Госдумы и Совфеда, а им доверили принимать решения мы с вами, избрав на ответственные посты.
Сейчас все мы, граждане Великой России, просто обязаны сплотиться и обеспечить Владимиру Владимировичу возможность довести начатое дело до его логического завершения.
Я верил, верю и буду верить в единый Союз России, Украины и Белоруссии, при всей их самостоятельности и суверенности, как и в братские отношения их народов. Как военный специалист знаю, что война – это трагедия, смерть, кровь, грязь, горе, но, как и болезнь, иногда требует хирургического вмешательства ради здоровья и жизни, так и военные действия, порой, нужны для обеспечения безопасного и спокойного развития общества и страны.
Считаю, что необходимо как можно скорее добиться решения мирного окончания конфликта между Российской Федерацией и Украиной с ликвидацией национал-фашиствующих элементов, возможности вступления Украины в НАТО и возможности дальнейшей её милитаризации. Силы воли, мужества, терпения лидеру государства российского Владимиру Владимировичу Путину. Народ за него и с ним!
А теперь о Херсонесе, как предшественника нашего родного и любимого Города–Героя Севастополь, то есть о мирном и позитивном.
Несмотря на тревожные события, мы с женой в выходной смогли побывать на территории древнего Херсонеса и в храме Равноопостального великого князя Владимира. В своё время, начальные 90-е годы, я указал место на пересечении улиц Ерошенко, Древней и Дмитрия Ульянова, где должен быть установлен памятник Владимиру, который был подарен московским академиком, скульптором В.М.Клыковым. Он там и был воздвигнут по проекту севастопольских архитекторов А.Л.Шеффера и А.И.Баглея, как бы взирая с высоты Девичьей горы и указывая путь на Херсонес.
В то время территория представлялась взору не совсем ухоженной. Храм представлял из себя груду разрушенного остова. Я хорошо знал эту территорию, так как в юности студентами часто пропадали там после экзаменов, да и просто так отдыхали и купались. В то время вход и пребывание на территории было совершенно свободным. Будучи уже руководителем города попытались начать восстановление храма и хоть в какой-то мере приведение в порядок территории.
Так как в тот тяжёлый для города период средств практически не было, обратился за помощью к руководителям России, Украины и Белоруссии помочь в финансировании возрождения православной святыни. К сожалению, получил откровенную отписку со ссылкой на трудности бытия.
Начали скромно проводить работы за счёт «бедной» городской казны. Расчистили нижний храм, где и начали в 1992 году вести службу священнослужители и верующие. Пытаясь решать проблему отправил в штаб Юнеско делегацию, во главе с моим заместителем Виктором Заичко, с задачей довести проблему с древним Херсонесом и храмом Святого Владимира руководству этой международной организации. Это было первое заявление о Херсонесе на мировом уровне.
Восстановление храма началось в 1998 году по решению президента Украины Л. Кучмы. В то время главой Севастопольской городской государственной администрации был Б.Кучер. Закончили восстановление храма уже при руководстве городской администрацией Л. Жунько. Президент России В. Путин неоднократно бывал на территории Херсонеса и у храма, как при установке креста над ним, так и в процессе его восстановления.
К слову, Херсонес Таврический был, в конечном итоге, в 2013 году занесён в список Всемирного наследия «Юнеско». Восстановительно-реставрационные работы храма велись с 1990 по 2020 годы. В 2004 году был совершён чин освящения, восстановленного Свято–Владимирского кафедрального собора. Построен он был в 1891 году по проекту Давида Гримма. Проект храма утвердил лично Царь Александр II, он же заложил его основание.
Я относительно давно не был в этом храме, меня поразило великолепие отреставрированного нижнего храма, как, впрочем, не менее поражает строгостью и убранством верхний храм. Конечно, прошло уже около 20-ти лет после окончания реставрационных работ, требуется провести определённые работы по поддержанию содержания храма, его систем в достойном состоянии. Думаю, что это будет сделано в ближайшее время. Этого хотят прихожане, гости, и, главное, что там служит небезразличный, а вернее будет сказать, одержимый верой Господней и делами мирскими, желанием, чтобы святыня православия имела достойный вид, как и службы, проходящие в нём – настоятель Сергей Халюта.
Немного о территории нынешнего Херсонеса. Она поразила нас ухоженностью, обустроенностью. Хоры чётко просматриваются, зарослей бурьяна нет. Везде проложены и обустроены дорожки, по которым можно ходить, не боясь поломать ноги.
Херсонесский колокол, как бы символ городища, готовят к реставрации и обустройству. Надеюсь, что он станет украшением и гордостью территории.
На территории «нового» Херсонеса ведутся большие работы. Разное отношение у севастопольцев к ним. Но как я понимаю, хуже от построенного, для общенародного пользования, чем бывшая на этом месте, закрытая военная школа водолазов–диверсантов, не будет.
Мне не нравится тот факт, что интеллигентная руководитель музейного комплекса Херсонеса госпожа Морозова, делая достаточно многое для укрепления хозяйственно-культурной и экономической базы, вместо популяризации этого святого для русских, православных людей и не только, увлеклась судебными делами с целью как бы защиты «чести и достоинства» своей.
Это ваше право, но вы ведь руководитель объекта от государства и судитесь с российским гражданином только лишь потому, что он посмел высказать мнение, противное вашему. На мой взгляд, не гоже такое государственному чиновнику. В таком случае занимайтесь своими делами, а не государственными, судитесь с кем и за что угодно - это ваше право.
Что касается позиции относительно Херсонеса Андрея Маслова, то это его право высказывать своё мнение и отстаивать его. Знаю Андрея давно, как севастопольца, любящего свой родной город, родину свою, готового жизнь «положить» на его алтарь. Ценю и уважаю его как офицера, врача, творческого деятеля. Но надо и ему видеть, как мне представляется, будущее. А будущее в новом, позитивном и прогрессивном. Правда, кто не помнит своего прошлого — не имеет и будущего.
Не могу не высказать своё мнение по различным запретам «херсонесским». Считаю, что земля севастопольская и объекты на ней — это для людей, живущих на ней, и для тех, кто её и Севастополь любят. Безусловно, порядок должен быть, но не переходящий в маразм. Успехов всем и радости общения с историей и людьми её творящими. Вперёд и выше!