В интересах детей-сирот Севастополя задействовали «план Б»
Инициатива появления законопроекта исходила от прокуратуры Севастополя. Соответственно, и представлял его на заседании прокурор города Максим Жук. Он еще раз напомнил, что в настоящее время в Севастополе проживают 642 человека, которым государство должно предоставить жилье как детям-сиротам. Деньги на приобретение квартир ежегодно выделяются, но не тратятся: в 2021 году, например, была куплена всего одна квартира. Причина известна, и мы о ней писали неоднократно: с учетом установленной минимальной площади и фактической стоимости квадратного метра в Севастополе купить квартиру на те суммы, которые выделяет государство, попросту невозможно.
Напомнил Максим Жук и о том, что такие сложности существуют не только в Севастополе. Это заставило власти других регионов искать, как было сказано на заседании комитета по городскому хозяйству 4 марта, «план Б». Аналогичные законы уже действуют в десяти российских регионах и, как утверждает Жук, уже доказали свою эффективность.
Прокурор Севастополя подчеркнул: авторы законопроекта постарались предусмотреть все возможные подводные камни. В частности, получать деньги на руки дети-сироты не будут: средства будут перечисляться напрямую продавцу после того, как специалисты проверят чистоту сделки. Кроме того, сертификат смогут получить лица, уже достигшие 23-летнего возраста и имеющие работу или постоянный доход. Это даст взрослым людям возможность добавить часть средств (в том числе, возможно, и ипотечных) самостоятельно и купить жилье по своему вкусу и, что важно, в собственность. В случае же приобретения жилья государством оно в течение 5 лет используется на условиях соцнайма.
Вопросов к докладчику было много: особенно смущала депутатов невозможность купить жилье по сертификату в другом регионе. Ведь есть множество городов, где на 3,2 миллиона (а именно о такой сумме идет речь) можно приобрести жилье на порядок привлекательнее и качественнее, чем в Севастополе. Об этом говорили Елена Глотова и другие депутаты. Но повлиять на ситуацию им не удалось. По словам Максима Жука, покупка жилья в другом регионе не дает возможности проконтролировать его качество и законность сделки.
В качестве аргумента прокурор привел практику «обналички» материнского капитала. В том числе – в республиках Северного Кавказа.
«Это тысячи, десятки тысяч фактов», – сказал он.
Прокурор города пообещал также «постоянно держать руку на пульсе» и при необходимости с помощью депутатов закон откорректировать.
«В одном я убежден: этот закон востребован, этот закон нужен», – подчеркнул он.
В итоге закон был принят в двух чтениях.
Ольга Смирнова