Генерал Ватутин: «Венгров в плен не брать!»
Одной из кровопролитнейших битв Великой Отечественной войны является оборона Воронежа.
И если о таких великих сражениях, как оборона Москвы и Севастополя, Сталинградская и Курская битвы нам рассказывают сотни и тысячи книг и кинолент, то длившееся 212 дней сражение за Воронеж остаётся одной из наименее известных страниц войны. А ведь бои на улицах города длились на 12 дней дольше, чем вся Сталинградская битва и врагам так и не удалось полностью овладеть городом!
Бои в городе разгорелись 7 июля 1942 года, когда немецким войскам удалось ворваться в западную часть Воронежа. А южнее Воронежа вышли к берегу Дона и закрепились части 2-ой Венгерской армии. Ценой невероятных усилий советским войскам удалось захватить и удержать важный плацдарм на западном берегу Дона в районе села Сторожевое-1 Острогожского района. Именно этот плацдарм и сыграл важнейшую роль в проведении Острогожско-Россошанской операции, в результате которой был освобожден Воронеж.
Но вернемся к венгерским частям. Вернее – к тем бесчинствам, которые творили оккупанты на нашей земле. Одной из военных легенд стали слова генерал-лейтенанта Николая Фёдоровича Ватутина, вынесенные в заголовок этой статьи. Что же так категорично настроило советского полководца в отношении венгров?
В разгар боёв на Сторожевском плацдарме генерал встретился с группой жителей Острогожского района, которым удалось пробраться в расположение наших частей. Люди рассказали командующему о поистине звериной жестокости венгерских солдат, которая проявлялась в отношении военнопленных красноармейцев и мирных жителей. В захваченных деревнях венгерские захватчики устраивали настоящую резню. Мирным гражданам рубили головы, расчленяли пилами, пробивали ломами и штыками головы, сжигали заживо, женщин и детей насиловали. Попавших в плен красноармейцев подвергали жесточайшим пыткам.
Жительница города Острогожска Мария Кайданникова видела, как венгерские солдаты 5 января 1943 года загнали группу советских военнопленных в подвал магазина на улице Медведовского. Вскоре оттуда послышались крики. Заглянув в окно, Кайданникова увидела чудовищную картину: «Там ярко горел костер. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнем, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костёр. Вдруг пленный опять задёргался. Тогда один из мадьяр с размаху всадил ему в спину штык» (Архив Яд ва-Шем. М-33/494. Л. 14.).
Выслушав людей, генерал Ватутин в ярости буквально прохрипел только одну фразу: «Венгров в плен не брать!». Конечно же, оброненная в гневе фраза командующего фронтом не была приказом к действию, но солдатская молва быстро разнесла эти слова по частям и соединениям фронта. Так же быстро среди солдат распространялась и информация о творимых венгерскими солдатах преступлениях.
И как показали будущие события на фронте – в плен венгерских солдат действительно попадало очень мало. В ходе сражений января-февраля 1943 года 2-ая венгерская армия потеряла порядка 85% своего личного состава. По самым скромным подсчёта в воронежской земле осталось лежать более 160 тысяч хортистских солдат.
25 января 1943 года Воронеж был освобождён от фашистских захватчиков. В 2008 году Президент Российской Федерации подписал указ, согласно которому Воронеж был удостоен звания «Город воинской славы».
Интересный факт: Воронеж был единственным городом, где захватчикам не удалось установить местную оккупационную власть. Ни один житель города не перешел на сторону врага и не записался в полицию!