Спасет ли университет архитектурное наследие Севастополя
Вопрос уровня
Однако многие комментарии под нашей новостью о появлении новой специальности оказались далеко не позитивными и даже резкими. Этому, конечно, способствует анонимность большинства комментариев, но есть среди них и те, к которым хочется прислушаться.
«На "архитектуре и дизайне" рисунок - всего пара в неделю, "живописи" нет. На втором курсе есть типа "живопись"- "рисунка" нет.... и это… вознамерилось уничтожить остатки севастопольского наследия?!» - возмущается один из критиков.
Припомнили горожане и пример отношения к собственной архитектуре СевГУ - разрушительную реконструкцию здания библиотеки.
Известный севастопольский реставратор Анатолий Пряшников, не раз критиковавший ошибки при реставрации севастопольских объектов культурного наследия, тоже отнёсся к новости скептически. Сама идея прекрасная, и за нее можно проголосовать двумя руками, подчеркивает реставратор, но реализация вызывает сомнения.
«Хоронить идею заранее не стоит, конечно, но я с трудом представляю, как на базе сегодняшнего СевГУ можно развивать архитектуру или реставрацию», - говорит он.
Как сообщила ForPost заведующая кафедрой «Архитектура и дизайн» СевГУ Элина Красильникова (а подготовка специалистов в области реставрации будет вестись именно на базе этой кафедры), преподавать в магистратуре, которая имеет шанс открыться раньше бакалавриата, будут в том числе специалисты из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Именно они должны стать залогом подготовки качественных кадров - по крайней мере, на первых порах, пока не подоспеют местные кадры. Но Анатолий Пряшников опасается, что с их уходом исчезнет и высокое качество преподавания. Примерно то же, считает он, произошло в филиале МГУ, куда поначалу тоже приезжали преподаватели из столицы.
«Думаю, и здесь будет то же самое: сначала преподаватели поездят, покажут какой-то уровень, а потом все это опустится к уровню среднему или ниже. Если я ошибаюсь, и им действительно удастся создать что-то хорошее, это будет исключение из правил», - считает Пряшников.
Добавим: чтобы преподавать в магистратуре, человек должен быть либо кандидатом, либо доктором наук. Поэтому те прекрасные специалисты-практики, которые пусть и в небольшом количестве, но есть в Севастополе, на эту роль заведомо не годятся. На создание же своей школы времени понадобится очень и очень много.
«Чтобы сформировать свою научную школу по тому или иному направлению, нужны даже не десятилетия - нужно очень большое количество времени, поколения должны смениться, - говорит он. - И потом, я вас огорчу: вопреки всем заявлениям, реальной потребности в хороших реставраторах в Севастополе нет. Никто не хочет в этом городе иметь дело с настоящими специалистами, поскольку они, как правило, достаточно высоко оплачиваемые люди и совершенно иначе видят то, что у нас выдают за реставрацию».
По факту, говорит Анатолий Пряшников, реставрация превратилась в один из самых бестолковых способов освоения госсредств.
«Назовите хотя бы один объект за 7 лет, к которому можно подойти и сказать - да, вот это уровень! - предлагает он. И констатирует: - Их просто нет».
Анатолий Пряшников и результаты одной из масштабных работ в центре города
Легко не будет, но отступать некуда
Говоря о тех, кто уже дал согласие преподавать обучающимся новой специальности, - Элина Красильникова назвала архитектора, профессора МАрхИ и СевГУ Елена Овсянникову. Ей предстоит заложить в умы студентов основы теории и истории дела. Будучи человеком объективным и в высшей степени здравомыслящим, Елена Борисовна признает - трудностей на пути становления школы очень много. И пока СевГУ находится на самом первом, «бюрократическом», этапе.
«На практике, я думаю, будут большие трудности: вузы, как и все наше образование, сейчас в достаточно тяжелом положении. И это касается, подчеркиваю, всех вузов, в том числе московских. Зарплаты небольшие, при этом от людей требуют кучи бумаг, публикации… Для практиков это очень тяжело», - говорит Елена Овсянникова.
Не раз приходилось слышать, что в связи с последними событиями может исчезнуть хотя бы «привязка» научных достижений российских ученых к публикациям, содержащимся в западных базах данных типа Scopus. И в большинстве своем ученые этому рады. Но пресс требований, предъявляемых к вузовским преподавателям, по-прежнему тяжел. Что мало сочетается с теми зарплатами, которые может предложить высококвалифицированным специалистам государство.
«Любая академическая система очень консервативна - отдел кадров очень внимательно и придирчиво смотрит, все ли необходимые бумажки собраны. Я лично каждое лето собираю их с большим трудом», - признается собеседница.
И все-таки грамотные специалисты в области реставрации должны появиться, уверена она. Потому что сейчас ситуация крайне сложная.
«Я вхожу в состав общественного совета при Севнаследии и вижу, документы какого качества к нам поступают. Мы смотрим на проекты и понимаем, что подготовившие их люди никогда не занимались не только реставрацией - у них нет даже дипломов архитекторов. Например, то, что нам присылают по Дворцу детского и творческого юношества, вообще страшно. Конечно, нам нужны люди более подготовленные и эрудированные, тогда у них будет другое отношение к делу», - говорит Елена Овсянникова.
В том, что впереди огромный путь, не сомневается и глава Севнаследия Ирина Масликова. Сейчас, подчеркивает она, делаются только самые первые, возможно, не совсем уверенные шаги. Но без них пройти весь путь и добиться результата невозможно.
Как подчеркнула в разговоре с нами Элина Красильникова, именно город в лице, в первую очередь, Севнаследия был, если так можно выразиться, «заказчиком» и инициатором появления новой специальности. Сотрудников департамента университет также намерен привлекать к преподаванию - ведь они, как никто другой, знают современные требования, предъявляемые к проектам реставрации и реконструкции ОКН и к выполнению самих работ.
«Я готова оказать СевГУ любое содействие, чтобы воспитывать здесь специалистов под потребности нашего города, под наши объекты. В каждом городе своя специфика, и очень хорошо, что студенты будут учиться именно здесь, на объектах нашего города», - говорит Ирина Масликова.
Поговорили мы и об использовании на пользу городу севастопольских реставраторов, которые не обладают учеными степенями, но имеют большой практический опыт. Причем именно опыт работы на объектах города. На протяжении довольно длительного времени обсуждался вопрос о создании в Севастополе своих реставрационных мастерских. На сегодняшний день такое решение не принято. И, как говорит Ирина Масликова, для их появления недостаточно нескольких хороших специалистов. Однако отрицать, что такие мастерские принесли бы городу пользу, глава Севнаследия не стала.
«Но это серьезный процесс», - добавляет она.
Даже приведение в порядок дома на Большой Морской принесло неожиданные результаты
Уподобляясь скептикам, заметим: если решение о создании мастерских не было принято в 2021 году, вряд ли оно будет принято в 2022-м - в том числе и потому, что создание нового предприятия требует больших финансовых затрат. Хотя если посмотреть, какие поистине адские суммы были угроблены на многочисленных переделках севастопольских ОКН, возможно, речь идет не о затратах, а об экономии.
Больше узнать о проблемах реставрации в Севастополе можно, посмотрев выпуск программы «ForPost -Реактор» от 4 ноября 2021 года.
Ольга Смирнова