Севастополю предрекли удар по «огромному пласту теневого бизнеса»
Та же тема поднималась и при обсуждении кандидатуры Сергея Толмачева, который 19 апреля благодаря принятому депутатами решению избавился от приставки и.о. и стал полноценным вице-губернатором. Помимо внутренней политики, напомним, Толмачев отвечает и за работу Севприроднадзора.
Тему свалок кандидат поднял сам. При этом прозвучало много абсолютно правильных слов о сохранении природы и праве человека на благоприятную среду, но никакой конкретики в этих словах, надо признать, не было. Как нет и результатов работы по пресечению этой незаконной деятельности.
Когда очередь дошла до отчета Евгения Горлова, тема закономерно возникла вновь.
«Свалки размножаются быстрее, чем мы пытаемся их ликвидировать», - сказал председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов, попросив докладчика оценить перспективы борьбы с этим бедствием.
В ответ прозвучал рассказ про систему Глонасс, с помощью которой «ежедневно контролируется правильный вывоз» строительных отходов. Результаты этого использования читатель, который счастливо избежал созерцания свалок в реале, может видеть на фото. Упомянул докладчик и о Тургеневском полигоне, на который якобы вывозится мусор. На самом деле, как отметил позже вице-спикер Заксобрания, полигон сейчас не работает.
«Да, на прошлой неделе 10 машин было выявлено, которые отклонились от своего маршрута", - подтвердил Горлов.
Затем последовал еще один рассказ - о совместной работе горхоза и Севприроднадзора. Выразил глава департамента благодарность и общественникам, которые помогают в борьбе с нарушителями.
Кто кому в этом деле помогает на самом деле, большой вопрос. О том, как общественники бьются за чистоту города, севастопольские СМИ рассказывают регулярно. Именно ими были сняты и красноречивые видео- и фотосвидетельства. Причем эту работу они ведут на протяжении многих лет.
Вице-спикер Заксобрания Илья Журавлев попросил Горлова прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения о чудовищной свалке у кладбища в районе Мекензиевых гор. ForPost рассказывал о ней 16 апреля. Глава департамента подтвердил, что нарушение зафиксировано и материалы переданы в суд.
«Ждем решения суда, чтобы привлечь к административной ответственности нарушителей», - сообщил он.
На этом разговор о свалках не закончился. На этот раз с фотосвидетельствами на трибуну вышел депутат Артем Гордиенко. Именно представленные им фотографии использованы в этом материале.
Гордиенко напомнил: заниматься строительными отходами могут только лицензированные организации. На деле же в интернете можно найти сотни объявлений от тех, кто готов оказать строителям услугу и вывезти мусор по сходной цене. Куда они его везут, ответить нетрудно.
«Очевидно, что такие дельцы не утруждают себя вопросами защиты окружающей среды, а действуют по схеме «клиент - мусор - пустырь», - сказал депутат.
Сегодня, подчеркнул он, нет даже примерного представления о том, сколько мусора образуется в городе за год. И вопрос об ответственности виновных и перспективах борьбы за чистоту города окутаны туманом.
«Мы сегодня слышали про Глонасс - а есть ли у нас средства наблюдения, позволяющие контролировать вывоз отходов со строительных площадок? Каковы результаты этой аналитики?» - попросил ответить Гордиенко.
Ответа на этот, как и на многие другие прозвучавшие в зале вопросы, не последовало.
Одна из причин, по которым проблема приняла столь катастрофический характер, в отсутствии на территории Севастополя лицензированного полигона строительных отходов. И открыть его, как объясняют чиновники, мешает статус города федерального значения: все его земли считаются городскими, и располагать на них мусорные полигоны нельзя. Сейчас, как ранее рассказывал Горлов, региональный оператор по обращению с ТКО (ООО «БГС») судится с ДИЗО из-за земли под полигоном в Первомайской балке. Если суд встанет на сторону «БГС», надежда сдвинуть вопрос с места появится. Но прозвучало во время заседания 19 апреля и неожиданное предложение.
«Мы не сможем справиться со строительным мусором, пока не будет полигона для строительных отходов. Оказывается, мы не можем себе этого позволить, потому что у нас все земли - земли населенных пунктов. А что, если мы назовем выбранную для этого площадку местом для временного складирования строительных отходов?» - предложил Вячеслав Горелов.
Огромные объемы строительных отходов будут появляться и дальше, - подчеркнул он. Например, его нужно будет вывозить со строительства развязки в районе 5 километра Балаклавского шоссе. А если начнется строительство рокады, понадобится «выравнивание балок и каких-то неровностей».
«И через 5,8 ,10 лет мы увидим очередного Скурского, который разрабатывает очередную Языковую балку. И будем смотреть на это с пониманием, что это, конечно, плохо, но городу необходимо, - предсказал Горелов. - Так давайте завезем на эту площадку стройотходы для временного хранения - с пониманием того, что через 8-10 лет мы их используем!».
Прокомментировать и это предложение, и все сказанное по поводу мусора вызвался губернатор. Предложение Горелова он оценил как невыполнимое - все равно для организации такой площадки потребуются лицензии и прочие формальности, так что вопроса о категории земли не миновать. Признал Михаил Развожаев и тот факт, что «проблема в контроле» и в желании строителей «максимизировать выгоду»: расходы на утилизацию заложены в сметы, но по факту их ведь можно и сократить! Опять прозвучало и упоминание о системе Глонасс, которым оснащаются все работающие в этой системе автомобили. Хотя совершенно очевидно, что упомянутые Гордиенко сотни желающих подработать на вывозе отходов со строек в эту систему не вписаны.
В итоге губернатор предложил провести еще одно расширенное заседание, посвященное мусорной теме. Напомним: это будет не первое заседание. В октябре 2019 года на аналогичное мероприятие приглашался широчайший круг лиц, включая представителей Росприроднадзора и Министерства обороны. Результат обсуждения очевиден. Но вдруг на этот раз случится чудо?
Глава города выразил уверенность, что сообща (в том числе с участием прокуратуры) победить беду можно. Но предупредил и о «побочных явлениях».
«Другой вопрос, что будет нанесен удар по целому огромному пласту теневого бизнеса, который имеет серьезные финансовые ресурсы. И что мы получим в общественном пространстве не знаю по какому поводу какие выступления из разных мест. Но мы власть, и в наших силах этот вопрос решить, если есть консолидированная позиция», - подытожил Михаил Развожаев.
Ольга Смирнова