Владислав Дворжецкий: почему не выдержало сердце актера
Артист был уверен, что ангел-хранитель спасал его минимум дважды: когда Владислав Дворжецкий опоздал на поезд в Севастополь, который сошел с рельсов, и чудом выжил в автокатастрофе в 1976-м. Увы, от тяжелой болезни уберечь звезду кино не мог никто.
Владислав Дворжецкий
То, что 26 апреля Владиславу Дворжецкому могло бы исполниться 83, звучит нереалистично: он умер в далеком 1978-м в возрасте 39 лет. Об актере говорили как о человеке «с марсианской внешностью» и космическим талантом, но почему же он так недолго радовал окружающих работами в кино?
Артист словно торопился жить, существуя в бешеном ритме съемок и творческих гастролей. Он успел стать отцом двух сыновей и дочери и трижды жениться, но с последней возлюбленной Натальей пробыл всего два года. Неожиданная смерть Дворжецкого разлучила гражданских супругов, мечтавших провести вместе старость. В день рождения актера вспоминаем его короткую, но наполненную событиями историю.
Голодное детство и внезапный успех
Владислав Дворжецкий старательно учился, несмотря на тяжелые условия жизни
Владислав появился на свет в Омске в семье польского актера Вацлава Дворжецкого и балерины Таисии Рэй. Ребенку было всего два с половиной года, когда папу арестовали за контрреволюционную пропаганду. После этого проблемы с работой возникли и у его матери, так что голод стал привычным для будущего артиста. Зачастую мальчик оставался в одиночестве в необогреваемой квартире, пока Таисия уходила из дома на поиски пропитания.
Родительница говорила сыну, что папа ушел на фронт, но жестокие дворовые ребята твердили: Вацлав Янович — немецкий шпион, а потому сидит в тюрьме. Отец вернулся из заключения в конце 1945-го, но к тому моменту уже закрутил роман с другой женщиной. Жительница лагеря подарила Дворжецкому-старшему дочку, и это разрушило его брак. Балерина подала на развод, однако разрешила бывшему супругу видеться с первенцем.
С матерью дочери Тани Вацлав Янович в итоге расстался, а когда наладил свою жизнь и вернулся к работе в театре, женился на режиссере Риве Левите. С новой супругой отца Владислав крепко подружился.
«И Владик, и Таня в свои последние школьные годы жили с нами. Владик называл меня «любимой мачехой», — отмечала Левите.
Владислав пошел по стопам отца Вацлава Дворжецкого
В Саратове с отцом и Ривой юноша пробыл недолго и к середине 50-х вернулся в родной Омск. Там он окончил медицинское училище, а вскоре уехал служить на Сахалин. На Курилах Дворжецкий получил должность заведующего аптекой, что вполне его устраивало. Но из-за личных проблем Владислав Вацлавович принял решение отправиться обратно домой.
По словам Левите, долгое время юноша сопротивлялся «корням»: не стремился попробовать себя в актерстве, а думал только о фельдшерстве. По воле случая он опоздал к началу вступительных экзаменов в медицинский институт. В армии Владислав Вацлавович играл в спектаклях и теперь, чтоб не сидеть без дела, пошел в студию при Омском ТЮЗе.
Карьера артиста в театре не складывалась: все ограничивалось эпизодическими ролями. Зато лицо и мимика актера показались интересными ассистенту «Мосфильма» Наталье Кореневой, и она увезла его фотографии в столицу. В итоге снимки попали на стол к Александру Алову и Владимиру Наумову, которые как раз приступали к работе над фильмом «Бег». После нескольких проб Дворжецкому достался персонаж генерала Хлудова.
Актер прославился после выхода фильма «Земля Санникова»
Едва завершились съемки ленты, как актер уже получил новую роль — в «Возвращении «Святого Луки». Обе картины продемонстрировали в кинотеатрах в 1971-м, и Дворжецкий тут же обрел широкую известность, правда, на гонорарах это не сказалось: зарплата оставляла желать лучшего. Через год он уже играл пилота в «Солярисе» Тарковского, о работе с которым мечтали все именитые артисты.
Следующим громким успехом стал для Владислава Вацлавовича фильм «Земля Санникова», где его партнером по площадке был Олег Даль. С режиссерами актеры не поладили, однако лента вышла в прокат, несмотря на разногласия и конфликты авторов и исполнителей. Прохладно зрители встретили идеологическую картину «До последней минуты», зато роль Дворжецкого в «Капитане Немо» публика оценила высоко. Артист все чаще мелькал на экране, а поклонники даже не догадывались, какую высокую цену он заплатит за работу без отдыха…
Не везло в любви
В браке с Альбиной у артиста родился сын Александр
Насыщенной была не только творческая, но и личная жизнь актера. Впервые Дворжецкий женился на девушке по имени Альбина, которую встретил на танцах на Сахалине. У пары появился сын Александр, однако семья вскоре распалась: по слухам, из-за измены. Именно из-за разлада с супругой Владислав Вацлавович вернулся в Омск, где по велению судьбы начал актерскую карьеру.
На театральных подмостках артист встретил вторую жену, Светлану Пиляеву. Она ни на минуту не сомневалась в талантах Дворжецкого и была рядом, когда ему дали роль Хлудова. В браке у актеров родилась дочь Лидия, судьба которой сложилась трагически: после серьезного обморожения девушке ампутировали ноги, и впоследствии она не дожила до 30…
Из-за ревности и бытовых скандалов второй брак Дворжецкого распался, впрочем, вскоре он нашел утешение в объятьях манекенщицы Ирины. Третья супруга подарила артисту сына Дмитрия, но и этот союз оказался недолгим. Что же было причиной столь скоропалительных разводов: интрижки, непостоянство?
«Даже не знаю, были ли у него романы. Он не афишировал этого. И никаких его скандалов с женщинами я не помню», — подчеркивал Лев Дуров в документальном фильме «Владислав Дворжецкий. Роковое везение» канала ТВЦ.
Вацлав Дворжецкий с внуками Cашей и Лидой
Дети подрастали, а актер считал, что непременно должен обеспечить им достойные условия жизни, которых сам в детстве был лишен. Поэтому Дворжецкий соглашался на любую работу, лишь бы платили деньги. Статистика получалась невероятная: за восемь лет артист участвовал в 18 фильмах, а параллельно ездил на творческие встречи по всей стране.
Любовные неудачи он не скрывал и, встретив новую пассию Наталью Литвиненко, сразу рассказал о трех детях от разных женщин. Честность актера покорила сотрудницу исполкома. В то время она переживала бракоразводный процесс и как никогда нуждалась в поддержке человека, который и сам перенес личную трагедию. Поначалу они виделись в компании друзей, затем перешли на свидания тет-а-тет: ходили в ресторан Дома кино, катались на машине по улицам Москвы.
«Когда-то Владик сказал фразу: «Жены мне изменяли». Но расставшись со своими женщинами, некогда любимыми, он стремился сохранить с ними нормальные отношения, тем более что росли общие дети… Восьмилетний Саша приехал к отцу с Сахалина по настоянию матери — Альбина хотела, чтобы врачи проверили сердце мальчика. В итоге Саша остался жить с отцом. На каникулы к Владу приезжала с Камчатки Лидочка. Мать сажала ее в самолет, а Владик встречал дочку в аэропорту», — рассказывала Наталья.
Переживания и стрессы
Наталья Литвиненко стала последней любовью актера
Еще одной незаживающей раной на сердце актера оставался младший сын Дима. Мальчику требовалась серьезная операция на глазах, и отец сделал все, чтобы помочь ему. Беспокоила Дворжецкого и материальная неустроенность ребенка: экс-супруга подолгу сидела без работы, но отдать наследника на воспитание артисту отказывалась.
«Владик мечтал собрать всех детей под одной крышей, но, увы, своей крыши у него не было никогда. Он был совершенно не устроенным в жизни: скитался с сыном Сашей и любимым псом по чужим людям. Когда мы познакомились, они жили на даче в Переделкине у вдовы Ярослава Смелякова, ютились в маленькой комнатке. Владику пришлось устроить Сашу в школу-интернат и мотаться по съемкам вместе с собакой. К огромной сторожевой, которую звали Гитана Дворжецкая, он относился как к еще одному своему ребенку», — говорила Наталья.
Когда Дворжецкий, его первенец и Литвиненко собирались втроем, складывалось ощущение, что они всегда были вместе, одной семьей. Но счастье это оказалось таким хрупким…
Первый тревожный звоночек — Владиславу Вацлавовичу стало плохо на спектакле «Чудо святого Антония». Вернулся домой он необычайно бледным и усталым. В 1976-м актер поехал на съемки «Встречи на далеком меридиане», а 29 декабря угодил в реанимацию.
«Перед поездом Владик заехал еще раз проверить сердце, и кардиограмма показала, что он перенес на ногах два инфаркта подряд», — сетовала Наталья.
После двух инфарктов Дворжецкий уверял, что здоров как бык
В больнице Дворжецкий храбрился и постоянно хохмил, мол, случайно сюда попал, а на самом деле здоров как бык. Литвиненко забрала его сына Сашу из интерната и отвезла к своими родителям на дачу. Артист был очень благодарен, что в его отсутствие подростком занимаются интеллигентные люди. В феврале актера выписали из клиники, он отказался от необходимой реабилитации и вернулся в столицу, где, наконец, съехался с возлюбленной. Вот только жениться они не спешили.
«Конечно, я хотела за него замуж, но тянула время. Боялась, что в исполкоме пойдут слухи: мол, сделала своему жениху квартиру и быстренько за него замуж выскочила. Тогда могли приляпать что угодно! Я ведь действительно помогла Владику вступить в кооператив — собирала бумаги, оформляла документы, ему самому после болезни было трудно ходить по инстанциям. И наконец-то он купил трехкомнатную квартиру», — поясняла Наталья.
При этом Дворжецкий влез в долги: первый взнос за вступление в кооператив оказался немалым. Квартира стояла полупустой, что актер компенсировал по-своему — приглашал кучу гостей. Он выглядел больным и постаревшим, но не мог позволить себе отдохнуть и отказаться от работы: снялся в фильме «Однокашники», продолжил ездить на творческие встречи со зрителями.
Последнюю роль актер сыграл в фильме «Однокашники»
Актер не раз мог умереть: еще на съемки «Бега» должен был отправиться на поезде, попавшем в итоге в катастрофу и унесшем десятки жизней, однако опоздал на тот роковой рейс. Уцелел Дворжецкий и в ДТП в мае 1976-го. А через два года его невероятное везение рассеялось как дым…
Он уехал в тур в Гомель, во время которого 28 мая 1978-го тихо умер в гостиничном номере с книгой в руках: острая сердечная недостаточность. «Не зря он производил впечатление человека, прожившего не одну жизнь, а поскольку был ранимым, все принимал очень близко к сердцу. Вот оно и не выдержало… Однажды нарисовал свое сердце другу Мите и показал на рисунке, от чего может умереть, — вспоминала Литвиненко. — Все время жил под грузом возможной смерти. А я жила рядом с Владиком с чувством, что такого счастья не бывает и поэтому обязательно что-то случится».