Храм Св. Иоанна Воина в Севастополе на мысе Хрустальном ждет решения своей судьбы
Что было
Храм Св. Иоанна Воина, освящение которого состоялось в марте 1916 года, был построен как гарнизонная церковь и стал последней дореволюционной культовой постройкой Севастополя. На этом фото можно увидеть, как он выглядел в день его освящения.
А на этом красная стрелочка указывает на место, где он находился.
«Строение представляло собой крупную постройку зального типа, со сложноорганизованной пространственной композицией западной фасадной части постройки. Примечательной особенностью композиции храма стало расположение звонницы, имевшей вид двухъярусного портика, за алтарём с восточной стороны постройки. Ввиду особенностей рельефа при постройке храма был устроен мощный стилобат. С востока к зданию вела монументальная двухмаршевая лестница, верхний марш, выводивший непосредственно на площадку к храму, составляли два параллельных пролёта, подъём к храму начинался по пандусу от ворот в бывшей восточной оборонительной стене делового артиллерийского двора», — говорится в акте историко-культурной экспертизы, проведённой при подготовке к строительству на мысе Хрустальном культурного кластера.
Сейчас (особенно среди тех, кто не застал времена СССР) распространено мнение, что уничтожение культурных ценностей, да и просто пренебрежительное к ним отношение, началось три десятилетия назад. Судьба храма Св. Иоанна Воина — лишь одно из многочисленных доказательств глубокой ошибочности такого утверждения.
В 1930-х годах, когда на территории гарнизона разместился Мехстройзавод, здание храма стало использоваться в производственных целях. В годы Великой Отечественной войны оно было сильно разрушено, но сохранившийся цоколь после войны вновь «пристроили к делу» — использовали для обустройства заводского цеха № 5.
Что будет
В сентябре 2021 года мы писали о том, что объекту, по заключению экспертов, необходимы «спасательные работы». Непосредственно в площадь котлована для строящегося здания останки храма не попадают, но с учётом глубины земляных работ (12 метров) и мощности культурного слоя «негативное воздействие» на них вполне вероятно.
«Поскольку изменение строительного проекта невозможно, а предусмотренные им земляные работы способны оказать негативное воздействие на Объект, в соответствии с п. 2 ст. 40 Закона № 73-ФЗ на территории Объекта необходимо провести спасательные археологические полевые работы», — говорится в акте, составленном Институтом археологии РАН.
Это название способно ввести в заблуждение, но на самом деле «спасательные работы» предполагают «полное или частичное изъятие археологических предметов из раскопов в целях их сохранения». А можно ли изъять из раскопа фундамент и лестницу?
И всё-таки полной ясности о судьбе находки не было, особенно с учётом мнения управления охраны объектов культурного наследия Севастополя (Севнаследие). В опубликованной на его сайте проектной документации говорится о необходимости «исключить повреждение при вышеуказанных земляных работах фундамента храма Св. Иоанна Воина с остатками лестницы и мостовой» и что «в результате указанных археологических полевых работ скорректированы границы объекта <культурного наследия „Форт Меншиков”>».
С тех пор новых сведений о находке не было. И вот теперь поступил тревожный сигнал: фотографии, заставляющие, по его мнению, бить тревогу, прислал ForPost хорошо известный севастопольцам Виктор Чижов.
Чтобы прояснить ситуацию и выяснить, действительно ли пора сказать остаткам храма «последнее прости», мы позвонили руководителю Севнаследия Ирине Масликовой. Услышав самые мрачные предположения, она пообещала разобраться.
К счастью, тревога оказалась ложной. По крайней мере, пока.
Как сообщила Ирина Масликова, исследование объекта продолжается. Что касается присланных фотографий, на них нет ничего, что свидетельствовало бы о разрушении объекта или попытках его закопать.
«После вашего звонка я планировала туда выехать — мало ли что там может происходить. Но там всё нормально. Если же вас смущает экскаватор, то он просто убирает отработанный грунт. В остальном всё хорошо — все конструкции на месте, люди с лопатами, красивая раскопка», — успокоила нас глава Севнаследия.
Говорить о сроках завершения исследований и выводах, которые будут сделаны по их итогу, по словам Ирины Масликовой, пока рано.
Ольга Смирнова
Фото: Виктор Чижов