Военным фотографам посвящается
– Многие из этих фотографий мы видели в иллюстрациях учебников, в газетных и журнальных статьях, а сегодня можем рассмотреть их в Музее Норильска, — делится Наталья Коростелева, заместитель главы Норильска по социальной политике. — В них — настоящая жизнь, которая, несмотря ни на что, всегда пробивалась сквозь асфальт, сквозь разрушения, сквозь войну и кровь. А сегодня эта экспозиция как никогда актуальна, ведь когда идут боевые действия, мы переживаем за наших солдат, и, конечно же, гордимся нашей страной. Я абсолютно уверена, что мы всегда будем помнить историю страны, а наши дети должны знать настоящую причину происходящего и сегодня, и во время Великой Отечественной войны. Я хочу пожелать всем здоровья, и чтобы никогда не было войны.
– В нашей стране множество памятников и мемориалов, посвящённых Великой Отечественной войне, и для нас, ныне живущих, это очень важно, — говорит Валерий Шабурин, председатель Норильского городского Совета ветеранов войны и труда. — И этот выставочный проект не менее важен для нашего города — он посвящён военным фотографам, которые наравне с бойцами рабоче–крестьянской Красной армии шли вперёд. Все моменты, которые им удалось запечатлеть, сохранили специально для нас, и мы снова и снова возвращаемся к тем страшным и вместе с тем героическим страницам нашей истории. Сегодня мы отдаём дань этим людям. Я тоже участник боевых действий, и у меня тоже всегда был с собой фотоаппарат, на который мы снимали и армейский быт, и радость, и горе. Это нужно делать, чтобы люди будущего видели и помнили это.
***
Легендарный снимок сделан в посёлке Багерово, недалеко от Керчи. Фашисты расстреляли там около 7 тысяч мирных жителей. Работа «Горе» лежала в авторском архиве 20 лет, пока её не увидел итальянский фотограф Кайо Гарруба, собиравший в Москве материал для международной выставки «Что есть человек». В СССР снимок впервые опубликовали лишь в 1975 году.
Сергея Коршунова считают малоизвестным летописцем СССР, хотя во время войны он побывал на Орловско–Курской дуге и много работал на Северо–Западном фронте. На его кадрах не только ужасы Второй мировой, фотограф без устали снимал людей — военных, партизан, добровольцев — безумно красивые и светлые лица.
Красноармейцы выносят раненого с поля боя. Ленинградский фронт, начало операции на Невской Дубровке. Интересный факт — у одного из бойцов полы плащ–палатки завязаны в узел, возможно, она была ему велика.
«Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу... Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой «лейкой», которую всегда носил в кармане. Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, по многу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук...» — писал в своих воспоминаниях автор.
В освобождённом городе Карачев Орловской области фотограф стал свидетелем случайной встречи военнослужащего со своими сёстрами, которым удалось спастись от смерти. Отца и мать, как и сотни других жителей, расстреляли фашисты во время двухлетней оккупации. Герой фотографии — 22–летний Александр Широбоков, автослесарь 1267–го зенитного артиллерийского полка. Он прошел всю Великую Отечественную, участвовал в войне с Японией, а после победы вернулся в родной город.
Батарея 152–миллиметровых гаубиц Д–1 образца 1943 года ведёт огонь по обороняющимся немецким войскам. Через 32 года фотограф смог встретиться с героем своего кадра — Вячеславом Царапкиным, ставшим к тому времени подполковником.
Бытовое обслуживание бойцов на Малой земле Новороссийска. Малоземельцы Ф. Гуленко (слева) и Д. Возицин за работой.
Первые отдыхающие в только что освобождённом Севастополе. В архиве известного фотографа снимки военного и послевоенного Севастополя — самая большая часть. Там есть и прогремевшие на весь мир фотографии, а есть мало знакомые публике кадры.
«Парад побежденных» — марш военнопленных немцев, получивший ироничное название «Большой вальс». По Садовому кольцу в течение нескольких часов провели более 57 тысяч немецких военнослужащих, в том числе офицеров и генералов, взятых в плен во время Белорусской наступательной операции «Багратион». Их сопровождали вооруженные всадники и конвоиры. Следом за пленными ехали поливальные машины, которые символически очищали асфальт от «фашистской грязи».
Иван Шагин — один из самых известных фотографов Второй мировой войны. Сам он был универсалом, его работы показывали героев труда и науки, спорта и учёбы. Характерный стиль Шагина стал узнаваемым не только на Родине, но и за её пределами.
Не все фотографии военных лет имеют конкретные названия, многие снабжены описаниями, которые делали сами фотовоенкоры. Эта называется «Вместе с частями Красной армии сталинградские рабочие мужественно отстаивали каждый метр родного города». В кадре — ополченцы завода «Красный октябрь». Впереди — посёлок Халтаевка на берегу Волги, построенный самими рабочими из сплавляемой по реке древесины.
Это одна из серии пронзительных фотографий, на которых советские сапёры под нескончаемыми бомбардировками строят переправу через Днепр северо–восточнее Киева.
Одна из самых узнаваемых фотографий военных лет. В кадре мужчины разного возраста, разных национальностей, не подлежащие призыву, но вставшие под ружьё. За несколько месяцев лета и осени 1941 года из добровольцев Советского Союза было сформировано 60 дивизий, 200 отдельных полков и 1755 истребительных батальонов народного ополчения.
На многих выставках эту фотографию именуют «Защитники Ленинграда». Почти всю войну автор провёл в блокадном городе, постоянно выезжая на фронт, в войска, защищавшие Ленинград. Его фотографии зачастую говорили о происходящем больше, чем сводки Совинформбюро, ведь его интересовала не плакатная картинка, а простой русский солдат, принявший на себя всю тяжесть военного времени.