С легким чувством вина: влияние кризиса на развитие крымского виноделия
Запуск днепровской воды по Северо-Крымскому каналу позволит заложить в Крыму еще десять тысяч новых виноградников. Севастополь, и так переживающий бум малого авторского виноделия, привлечет еще больше энтузиастов. И хотя сейчас хозяйства сталкиваются с проблемами – цены на импортные составляющие выросли, логистика разрушена, – для российских вин открываются новые перспективы.
Семейное вино
«Риск? Да, пожалуй, рисковали», – соглашается Екатерина Бельмас. Ее семья переехала в Севастополь из Москвы и Санкт-Петербурга с амбициозным планом создать собственное вино. «Весь скарб упаковали за три дня и сели в машину без долгих раздумий». Прежде Екатерина работала в глянцевом журнале, ее отец Владимир – в банковской сфере, мама Марина – в туризме, а муж Рустам – директором по маркетингу в больших корпорациях. За плечами были курсы школы вина «Энотрия», на руках – дипломы сомелье.
Место для будущего виноградника определили без труда – село Родное Балаклавского района. Триста дней в году светит солнце, вечера и ночи прохладные, почвы известковые – идеальный терруар для сухих вин. Но покупка и оформление земли заняли намного больше времени, чем ожидали. Территория бывшего совхоза была разделена на паи по одному гектару. Пришлось долго искать хозяев и с каждым из них договариваться. Нынешняя ситуация действительно может сыграть на руку виноделам. Сейчас дистрибьюторы гоняются за российским вином – даже за новичками, только что выпустившими свою первую линейку. Опасаясь прекращения иностранных поставок, продавцы стараются собрать в портфель все, до чего могут дотянуться.
«Хорошо это или плохо – вопрос. Опасно, когда винодельням дают больший рынок, чем они могут освоить. Велик соблазн схалтурить, – говорит Синельников. – Когда ты соперничаешь с сильным конкурентом, то и сам начинаешь расти. Впрочем, малые виноделы с именем заняли свою нишу, им незачем снижать качество ради количества». Тем более что их сбыт – это личные продажи винодела, презентации в ресторанах, проведение экскурсий и дегустаций на виноградниках.
До недавнего времени многие винодельни жили за счет балка – недорогого виноматериала, который они закупали за рубежом. Крупные предприятия выпускали такой продукт миллионными тиражами. И хотя с 2020-го это запрещено, есть риск, что винодельни, которые не смогут закупить виноград в России, постараются найти балк по старым адресам. Хотя и эти логистические схемы, возможно, тоже сломались.
«По поводу импортного оборудования у наших виноделов есть определенный снобизм. Они в основном перфекционисты, к тому же привыкли, что очень качественно делают только Франция и Италия. На попытки отечественных производителей смотрят криво. Пробить стену их недоверия сложно. Но именно кризисное время в этом помогает», – говорит Синельников.
Те же отечественные бутылки приличные винодельни стали использовать лишь недавно, раньше даже их привозили из Европы: «Еще лет пять назад у нас то кривые, то косые делали. Но ведь научились. Я знаю, что в январе этого года итальянцы хотели купить партию российских бутылок – у них сильно подорожало производство, оно очень завязано на использование газа».
Российское вино потихоньку завоевывает сердца ценителей. Еще в пандемию, когда границы были закрыты и многие опытные винолюбы вынуждены были путешествовать по стране, они с удивлением обнаружили много качественного вина и интересных производителей.
«Виноделы – люди битые, – отмечает Алексей Синельников. – Столько кризисов, сколько проходили они, не проходил никто. Бывали кризисы глобальные, как нынешний. Бывали локальные – вспомните 1998-й в России. Бывали рукотворные – придумают чиновники какую-нибудь контролирующую систему, оборудование не готово, законы не готовы, продажи стопорятся на полгода. Много лет российские виноделы работали в условиях тотального информационного вакуума. Наконец рекламное законодательство слегка либерализовалось, СМИ получили возможность говорить об этом».
«Вино – это всегда игра вдолгую, это не быстрый рынок, – заключает эксперт. – И те процессы, которые мы видим сегодня, были заложены несколько лет назад. Сейчас российские производители действительно получили карт-бланш. И, скорее всего, смогут им успешно воспользоваться».