Как дома севастопольцев стали жертвами дороги к культурному кластеру
Помимо рекордной для Севастополя суммы работ (к слову, обновление главной улицы города — Большой Морской — обошлось чуть дешевле), у этой истории существует и другая ветка сюжета.
Реконструкция улицы потребует полного или частичного изъятия в государственную собственность больше 30 земельных участков, с чем категорически не согласны некоторые собственники.
Севастопольцы утверждают, что во время электронных общественных обсуждений они не смогли высказать своё отношение к проекту, из-за чего теперь теряют своё имущество.
В нюансах этой истории попытался разобраться ForPost.
Кибервойска против севастопольцев
Общественные обсуждения проводились на правительственном портале с февраля по конец марта этого года.
«Создали публичные слушания (общественные обсуждения. — ForPost) очередные, электронные, но на сайт нереально было зайти. Заходишь, а страница неактивна вообще. Своё мнение из нас никто не смог высказать», — рассказал ForPost владелец дома на улице Капитанской, 27, Николай.
При этом он признаёт, что три-четыре человека всё же смогли оставить свои пожелания на сайте.
Всего в онлайн-обсуждении приняли участие семь интернет-пользователей.
Один гражданин в своих предложениях просил «приостановить снос дома, предоставить среднюю оценку жилья, земли, сараев». Другой предлагал «приостановить проект реконструкции в связи с нестабильной ситуацией на рынке недвижимости».
В третьем и четвёртом предложениях севастопольцы требовали «разъяснить порядок проведения расселения и сообщить размеры компенсации в связи с планируемым изъятием жилого дома».
Три оставшихся гражданина высказались за реконструкцию в полном объёме.
Возможные проблемы с допуском на сайт директор департамента архитектуры и градостроительства Максим Жукалов связывает с кибератаками на порталы исполнительных органов государственной власти, участившимися после начала специальной военной операции.
«По времени как раз тогда были DDoS-атаки. Но сама система не работала буквально полдня», — отмечает он.
Кроме того, Жукалов поясняет, что ещё до общественных обсуждений представители профильных департаментов проводили встречи с жителями и разъясняли им, какие участки подпадают под изъятие, какие нет.
«Мы жителей находили, приглашали, и они активно участвовали в собраниях с участием департамента архитектуры, ДИЗО, департамента транспорта. Мы разъясняли, какие участки попадают под изъятие, какие под частичное изъятие, какие объекты. То есть говорить о том, что они не знали или что их ненадлежащим образом проинформировали, считаю не совсем корректным. Лично проводил два собрания», — заявляет он и уточняет, что в собраниях принимало участие не меньше 35 человек.
Однако, по словам Николая, когда проводились эти собрания, его участок и некоторые другие участки домовладельцев в план реконструкции улицы не попадали. Всё изменилось после общественных обсуждений, проходивших в марте этого года.
«Я лично обратился к Наталье Поклонской (на тот момент — депутату Госдумы РФ. — ForPost) в 2019 году. Я сделал запросы депутатам. Мне приходила куча писем из прокуратуры Москвы, из Генеральной прокуратуры, от уполномоченного по правам человека Севастополя, от нашего департамента архитектуры. Из ответов следовало, что ни о чём можно не беспокоиться, никто трогать участки не будет», — рассказывает Николай.
В частности, в ответе прокуратуры Севастополя говорится: «Согласно предоставленной 20 августа 2019 года департаментом архитектуры информации земельный участок по <адресу:> улица Капитанская, 27, не входит в границы территории с кадастровым номером 91:03:001001 (Карантинная бухта), а также в соответствии с проектными решениями изъятие, ограничение или обременение при использовании названного земельного участка не предусмотрено».
В 2020 году, по словам собеседника ForPost, к жителям улицы Капитанской приходили представители департамента архитектуры. «Провели собрание. Сказали, что ходят слухи, что вас будут сносить, — вы не бойтесь, это только слухи. Прошёл год — и теперь будут сносить», — сетует собеседник.
Весной этого года в интернете Николай случайно узнал, что его дом всё-таки попадает под снос.
Выхода нет?
На вопрос — что делать людям, оказавшимся в такой ситуации, — директор департамента архитектуры посоветовал обращаться в суд.
«Сейчас уже решение приняли, его теперь можно только оспорить через суд. Других вариантов нет», — комментирует Максим Жукалов.
При этом надо понимать, что изъятие недвижимости в государственную собственность для строительства инфраструктурных объектов разрешено российским законодательством. Более того, это нередкое для Севастополя явление.
В частности, так было в Казачьей бухте, а также при строительстве трассы «Таврида».
Ключевая проблема в том, что собственники планируемых к изъятию участков узнают об этом на финальных этапах процесса. Это, естественно, вызывает у них возмущение и протест.
Ранее губернатор Севастополя Михаил Развожаев заявлял, что таких ситуаций быть не должно.
Руслан Микаилов