Дед Ермолай и князь Балалай: фото 102-летнего орловского сказочника ещё не найдено
— Папа, папа! Расскажи сказку! — не унималась дочка. Отец, растерянно почёсывая в затылке, мучительно вспоминал сказочные сборники Даля, Ушинского и Алексея Толстого. Что из них рассказать непоседе? Знакомая картина?
Забытые имена
Орёл заслуженно именуют литературной столицей России. Многие писатели и поэты, родившиеся на нашей земле, по праву имеют мировую славу. Но лишь узкому специалисту известны имена народных сказителей. С орловскими рассказчиками сказок благодаря этнографу, писателю и поэту Иосифу Калинникову повезло чуть больше.
— Калинников был организатором и участником нескольких этнографических экспедиций по Орловщине, — рассказывает редактор районной газеты «Болховские куранты» Светлана Глотова. — До революции он записал более 500 сказов, присущих только нашему региону. По итогам поездок 1914 года в Болховский, Севский и Трубчевский уезды Орловской губернии Иосиф Фёдорович на заседании отделения этнографии Русского географического общества представил доклад «Сказочники и их сказки». В нём фольклорист рассказал о сказочниках, с которыми ему довелось пообщаться. Среди них – и болховчанин Ермолай Серёгин, который произвёл на него сильнейшее впечатление. Калинников приводит его биографические данные и даёт словесный портрет…
Каким же ты был, неизвестный нынче сказитель?
«В селе Каменка Болховского уезда есть старик-сказочник 102-х лет, — отмечал Калинников. — Он славится своим умением заинтересовать слушателей сказкой. И не только ребятишек, но часто и собравшихся в кружок взрослых… Я прожил там 5 дней, в течение которых мне удалось записать от Ермолая Серёгина 32 сказки».
Вот как описывал этнограф своего героя: «Среднего роста, коренастый и немного сутуловатый старик. Весь седой, борода и усы его выцвели и местами стали зеленовато-рыжими. Он держится еще довольно бодро на ногах… Серёгин неграмотный, хотя очень любит книжки, и когда бывал раньше в городе, то привозил их своему племяннику, который неплохо читает. Дед любит слушать, как читают о чудесах угодников или рассказы из истории».
Калинников обстоятельно обрисовал, чем занимается сказитель, отметил его прекрасную память, привёл некоторые подробности из биографии: «Несмотря на свои 102 года, он любит до сих пор «трудиться». Заботливо пойдёт на поле, посмотрит на покосы или хлеб, возвратится домой и поделится своими впечатлениями с племянником, на плечах которого держится хозяйство. Дед рассказывает сказку спокойно, взгляд его устремлён куда-то в одну точку… Память у деда очень богатая и запас сказок обширный. Лет до 50 Серёгин ходил от Москвы до Севастополя с обозом и сохранил много воспоминаний о том, что видел. Сказки старика Серёгина крестьяне очень любят,… он является непременным членом семейных праздников и каждой пирушки».
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок
Итогом поездок Калинникова стала книга «Сказки Орловской губернии». Правда, их успели напечатать только 59 экземпляров. В 2016 году в издательском доме «Орлик» вышла переизданная книга. Но в неё вошло лишь 16 сказок. Есть ли в книгах те, что рассказал болховский дед Ермолай, — неизвестно. Калинников не указал конкретных авторов каждой сказки. Но они, безусловно, вошли в его сборники. Об этом свидетельствует то, как он был поражён болховским сказителем и уделил ему в своём описании много места. Есть тому и косвенные признаки. Так, Калинников, описывая творчество Серёгина, обратил внимание вот на что: «В одной сказке, наряду с героем-человеком действующим лицом является орёл — птица, встречающаяся среди русских сказок. За всё время мне встретились только три, в которых орёл помогает преодолевать препятствия другим действующим лицам».
Именно эта птица помогла герою сказки «Князь Балалай», с которой каждый желающий может познакомиться, прочитав «Сказки Орловской губернии». От себя добавлю лишь то, что она полностью соответствует мудрой народной поговорке, вынесенной в подзаголовок.
Эпилог
Благодаря творческому поиску моего коллеги Светланы Глотовой, нам сегодня возвращено забытое имя известного болховского сказочника Ермолая Серёгина. И наша общая история стала немного богаче, интересней. Но творчество и самого Калинникова, и его героя ещё ждёт своих вдумчивых исследователей. Например, Иосиф Фёдорович получил от отдела этнографии Русского географического общества в пользование фотоаппарат и фонограф. Кроме словесного портрета Серёгина, им была сделана и его фотография, которая пока, к сожалению, не найдена.