Что делать, если близкий человек зависимый алкоголик или наркоман?
Когда зависимость – дело свершившееся, специалисты советуют родным такого человека придерживаться нескольких правил (может, и не совсем простых, но нужных):
Первое, что важно безусловно сделать, – принять сам факт.
Не как позор семьи, не как проклятие, а как болезнь, а значит, вернуться к нормальной здоровой жизни можно так же, как и после других заболеваний.
Любой разговор ведите в спокойном тоне, даже если всё внутри буквально разрывается от гнева.
Пристыдить, унизить, шантажировать – не работает или работает против вас. А эмоции, выплёскиваемые на родного человека, в это время мешают и вызывают лишь ответную волну негатива или игнора.
Перекройте любой доступ к ценным вещам, деньгам, документам.
Даже если кажется, что до этого не дойдёт.
Дайте человеку прожить все «прелести», сопутствующие зависимости: не платите по его долгам и кредитам, не решайте проблемы на работе или в вузе – если вы делаете это, то показываете, что будете и впредь ликвидировать последствия его поступков, а это сводит стимул бороться с болезнью на нет. Не освобождайте его и от бытовых обязанностей.
Совместное употребление уж точно не снижает суммарную дозу, которую употребит наркоман/алкоголик. Это только продлевает «стаж» в этом статусе.
Не предпринимайте попытки самолечения.
Советы из интернета, от подруг, рецепты народной медицины, заговоры магов и экстрасенсов могут не только оттянуть время выздоровления, но и существенно усугубить ситуацию.
Насильно трезв не будешь
О методиках купирования зависимости можно спорить бесконечно, но вот в чём точно солидарны все наркологи, психологи, психиатры, работающие с такими людьми, так это в том, что помочь нарко- или алкозависимому можно только тогда, когда он захочет этого сам.
Сколько бы вы насильно ни затягивали мужа/сына/жену в реабилитационные клиники, желая поскорее причинить ему добро, лечение не будет успешным.
Вместе с тем специалисты в этой области вряд ли смогут вспомнить хоть один случай, когда согласие лечиться приходит к человеку просто так, в один прекрасный день. Обычно этому способствуют какие-то кризисные маркеры: для кого-то потеря работы, для кого-то уход жены, потеря бизнеса, проблема со здоровьем. Это и есть конечная (или начальная?) точка, после которой можно ещё о чём-то говорить.
Многие родственники и друзья зависимых людей «спотыкаются» на этом этапе – не удаётся убедить лечиться, как ни крути. В этом случае иногда прибегают к так называемой «интервенции зависимого». Не путать с принудительным лечением!
По сути это инициированная родственниками беседа специалиста с алкоголиком или наркоманом (чаще всего на дому), которая проводится с целью убедить человека начать процесс лечения. Процедура законная и не предусматривает насилия и психологического давления. Но только если беседа уже в планах, вы должны быть готовы сразу же приступить к лечению, получив согласие. По принципу «пока не передумал».
Куда бежать?
Центров, где помогают бороться с зависимостью, много: бесплатных, платных, частных или работающих при благотворительных религиозных или общественных организациях.
Конечно, нужно получать на берегу максимум информации о том учреждении, которому вы планируете доверить такое специфическое лечение:
• Достаточно ли компетентны сотрудники?
• Какие условия проживания и методики применяются?
• Что говорят об этом месте те, кто прошёл реабилитацию, их родственники?
• За что, в каком объёме и на каких условиях вам придётся платить (если речь идёт о платном формате)?
Выбор места разумеется зависит от исходных данных – в основном от достатка семьи и масштаба проблемы. Что это может быть на практике, если вы живёте в Севастополе?
Обращение в профильное городское медицинское учреждение – наркологический диспансер на базе ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» (Фиолентовское шоссе, 15).
Тут оказывают комплексную помощь в зависимости от стадии «падения» и могут поставить как на профилактический учёт (обычно, если имело место какое-то административное нарушение, совершённое в этом состоянии, без постановки диагноза), так и на учёт диспансерный (с официальным диагнозом).
Частные медицинские наркологические центры (в Севастополе таких более десятка).
В них также чаще всего предлагают стационарные условия и работают различные профильные специалисты. И в каждом обещают анонимность, но уже за ваши деньги. Цены, конечно, кусаются. Всё индивидуально, но если речь идёт о стационарном лечении наркозависимости, стоимость будет варьироваться от 2 до 4 тыс. руб./сутки (всё зависит от конкретной ситуации). А надо понимать, что такое лечение не бывает стремительным.
Для тех, кто находится в более стеснённых жизненных обстоятельствах или вовсе потерял крышу над головой, тоже есть выход – организации, которые предлагают бесплатное проживание, питание, иногда помощь в восстановлении документов и работу.
Чаще всего такие сообщества имеют религиозную направленность. В нашем городе такие организации тоже есть. Вы наверняка встречали объявления о «центре социальной адаптации» или «православном доме трудолюбия» – это именно они. Тут основной прицел не столько на лечение зависимости, сколько на то, чтобы научить человека жить вне её, опираясь на христианские ориентиры (с привлечением трудотерапии, работы с психологами, бесед со священнослужителями). Кого-то такой подход привлекает, кого-то напротив – отпугивает.
Важно! В случае с бесплатной помощью – будьте осторожны, читайте отзывы, проверяйте документы организации, чтобы не попасть в сети нездорового сектантского движения. Они ловко берут на крючок именно такую «группу риска».
Наедине с проблемой?
Родственники часто отдают все силы и средства на то, чтобы вернуть к нормальной жизни зависимого, но и они сами нуждаются в поддержке и элементарных подсказках. К примеру, как вести себя с родным после реабилитации, что делать при рецидивах, в каких закромах искать терпение и чуткость, когда и сам пережил в связи с этим немало? Часто помогают специальные семейные группы, где родственники зависимых напрямую общаются и делятся личным опытом, кому-то ближе личное консультирование у психолога. Некоторые медицинские центры предлагают родственникам бесплатные консультации и группу помощи.
В любом случае нужно быть готовым к тому, что «выздоравливать» и меняться придётся сообща. Дело не быстрое, но это именно тот случай, о котором принято говорить «вопрос жизни и смерти».
Ольга Давыдова
Фото: unsplash.com