Подружился с США — попрощайся с промышленностью…
Сейчас процесс промышленного обезжиривания Европы становится очевидным даже некоторым европейским политикам, которые топают ножкой, но поделать ничего не могут, т. к. ведущую роль в этом обезжиривании играют их самые близкие друзья — американцы. Так, президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что поведение США может внести раскол в ряды «коллективного Запада».
И дело даже не в амбициях Макрона, претендующего на пост первого политика всея Европы, а в принятом в США законе об инфляции и климате (The Inflation Reduction Act), который предусматривает миллиардные льготы компаниям, работающим в Америке в сфере возобновляемых источников энергии. Данный акт автоматически становится инструментом переманивания предприятий из Европы на территорию американцев.
Но данный закон был лишь очередной доминошной костью, просто излишне заметной. Фактически Европу именно американцы завели на данное минное поле, а на нём и сами европейцы замечательно справляются. Для многих стало открытием, что конкурентоспособное преимущество Европы в промышленном секторе держалось не на управленческих талантах «белого человека», а на достаточно доступных энергоресурсах из России. А вот санкционная война, застрельщиками которой были как раз янки, и подрыв газопроводов это преимущество помножили на ноль. Ну и, конечно, не стоит забывать роль «европейских зелёных», которых частенько ловят на тесной дружбе с США. А ведь именно этим самым зелёным Европа обязана десятилетиями аннигиляции собственной энергетики в пользу совершенно необоснованного засевания всего и вся ВЭС и СЭС.
Однако было бы большой ошибкой считать, что данная тонкая, как таракан, операция по деиндустриализации Европы беспрецедентна. Мол, якобы вы, господа из Брюсселя, сами подставились и вообще мы ни при чём, мы все такие демократичные и зелёные, вот у нас и дедушка в Белом доме характерного цвета.
Деиндустриализация собственных «друзей» не просто игра в долгую, а сама сущность США, её генетика. И примеров тому масса не только в XXI, но и в XX веке…
Вас тут не стояло!
На Ближнем Востоке бытует крайне показательная поговорка «Быть врагом Америки опасно, но быть ее другом опасно вдвойне».
Более того, её иногда приписывают одному из королей Иордании. А то, что говорит человек из династии Хашимитов, чья родословная восходит к самому прадеду пророка Мухаммада, не пустые слова.
Конечно, в санкционных делах и прочих экономических трюках американцам нет равных. Просто у них было много практики ещё со времён «доктрины Монро». Но речь далеко не о противниках и конкурентах США, а о самых что ни на есть близких «друзьях». И тут крайне ярко выглядит история с американо-британской «дружбой» на ниве ядерных разработок.
Ни для кого не секрет, что изыскания в области создания атомной бомбы стартовали задолго до окончания Второй мировой войны. При этом, несмотря на чудовищную угрозу нацизма и формальное союзничество Великобритании, США и СССР, последнего даже не планировали допускать к ядерным исследованиям. Наоборот, в середине 1942 года, когда русская армия отчаянно дралась в Севастополе, американцы и британцы решили объединить усилия в разработке оружия массового поражения. В 1943 году были подписаны Квебекские соглашения, документально подтверждавшие объединение этих усилий.
Встреча Рузвельта и Черчилля на подписании Квебекских соглашений
Разумеется, учитывая крайне тяжёлое положение в Европе, британских учёных перевезли в США. При этом их научная компетентность была выше американской. По-другому и быть не могло, иначе бы англичан хитрые янки на пушечный выстрел не подпустили к американским лабораториям.
И вот в августе 1945 года над Хиросимой расцветает ядерный гриб. В Лондоне начинают потирать руки в ожидании статуса второй на планете страны, обладающей передовым оружием. А в ноябре премьер-министр Великобритании Клемент Эттли официально был приглашён на встречу в Вашингтон наравне с премьер-министром Канады Макензи Кингом.
Внезапно для Эттли президент США Гарри Трумэн во всеуслышание сообщает чинному собранию: «Обладание этим новым мощным средством уничтожения мы рассматриваем как данный нам свыше дар».
Смог ли Эттли в тот момент явственно осознать, что дряхлеющей империи показали весьма характерный жест, неизвестно. Но уже в августе 1946 года для самых непонятливых в США был принят Atomic Energy Act («Закон об атомной энергии»), более известный как «закон Макмагона». Данный закон запрещал союзникам США получать какую-либо информацию по ядерным разработкам, а о том, чтобы выдать готовый продукт, и подавно речи не было.
Испытания британской атомной бомбы на островах Монтебелло в Австралии в 1952 году
Фактически Квебекские соглашения были порваны и брошены Лондону в лицо. А генерал Лесли Гровс, курировавший Манхэттенский проект, и вовсе в характерной американо-солдафонской хамоватой манере заявил, что США добились бы успеха и без англичан. В итоге британцам пришлось создавать ядерное оружие своими силами, и вступить в элитный ядерный клуб им удалось только в 1952 году. Но урок не пошёл впрок…
Ты ему махни крылом…
Собственно говоря, стоит признать, что США поиздевались в ХХ веке над бывшей метрополией вдоволь. Начиная с «Атлантической хартии», положившей конец Британии как империи, заканчивая атомным обманом, Вашингтон искусственно ослаблял Лондон, который сейчас докатился до Риши Сунака в роли премьер-министра.
Особняком в этой планомерной стерилизации мощностей Британии стоит ликвидация британской авиационной промышленности. Сейчас, спустя более полувека, историю краха британской авиации можно рассматривать как наглядный классический пример американской «дружеской» политики.
В 50-х годах Британия вполне законно считалась крупной авиационной державой. В мире всё ещё гремели такие авиационные бренды, как Vickers, Hawker Aircraft, Saunders-Roe, Westland Aircraft и т. д. Однако потеря имперских завоеваний в виде колоний и доходов с этих колоний уже давала о себе знать, да и экономическая рецессия 1961 года подкосила редеющую на глазах империю.
Королева пассажирского флота Британии — гидросамолёт Saunders-Roe SR.45 Princess
После удачных испытаний атомной бомбы перед Лондоном встал вопрос о самолёте-носителе нового оружия. К тому же Британия желала получить современный самолёт-разведчик. Задача стояла сложная, но для английской авиационной промышленности того времени вполне выполнимая. За разработку взялись одновременно две компании: Vickers-Armstrong и English Electric, — которые позже объединили в British Aircraft Corporation.
Будущий самолёт, получивший название TSR.2, должен был стать всепогодной сверхзвуковой машиной, способной доставить ядерный ад на расстояние свыше 4000 км. И в 1964 году состоялся первый полёт перспективного самолёта, и лётчики-испытатели, несмотря на наличие стандартных «детских болезней», высоко отозвались о TSR.2.
Но вдруг в прессе была развёрнута самая настоящая кампания против проекта новой машины. Позже это даст вполне законные основания считать эту акцию заранее спланированной американскими промышленниками. «Независимые» СМИ напирали на высокую стоимость самолёта, на технический упадок британского авиастроения и т. д. Лондонские политики, наблюдая за культивированием гнева в среде их электората, и сами вскоре заняли «нужную» позицию.
В итоге в 1965 году всю программу свернули, а на горизонте сразу нарисовались янки с предложением приобрести американскую машину F-111 от General Dynamics, которая якобы была дешевле и надёжнее TSR.2. Но пока лондонские журналисты и политики ловили рыбку в мутной воде, просел курс фунта стерлинга, а F-111 оказался намного дороже TSR.2. Англичанам пришлось отказаться от F-111 и заказать более доступные американские F-4 Phantom II.
Сейчас TSR.2 всего лишь музейный экспонат
Фактически TSR.2 стал лебединой песней британской авиационной промышленности. Конечно, английские конструкторы не сразу сдались, продолжая предлагать проекты лайнеров и истребителей, но никогда более авиапром Британии не смог обеспечить самодостаточность для собственной страны. Сейчас Королевские ВВС укомплектованы либо техникой американского производства, либо машинами коалиционного производства Евросоюза. А вот своих сил хватает на строительство только лёгких учебно-тренировочных машин.
Вам и багетов с вином хватит…
Разумеется, считать англо-американские отношения какими-то из ряда вон выходящими нелепо. Как автор и указал ранее, это генетика. И эта самая генетика не так давно взяла за горло Францию.
Вопреки имиджу лёгких романтиков французы до сих пор являются представителями слегка сдавшей, но всё же колониальной империи. Париж продолжает отчаянно держаться за свои заморские территории и способен ради этого даже пустить кровь. Да он так и делает. К примеру, в 1988 году группа канаков, представителей коренного населения Новой Каледонии, захватила заложников, требуя предоставить острову независимость от Франции. В Париже и бровью не повели, приказав силовикам идти на штурм. Итог был печальным. Канаки, включая тех, кто уже начал сдаваться, были расстреляны на месте.
Не собираются французы и сдавать позиции в зоне колониального франка. 14 африканских стран до сих пор вынуждены держать крупную часть своих финансовых резервов в Банке Франции. Конечно, Париж сейчас медленно вытесняют из Африки, но, судя по недавнему покушению на дипломата России Дмитрия Сытого в Центральноафриканской республике, просто так неугомонные галлы не уйдут.
Но, несмотря на своё упорство и ушлый характер, избежать бетонного катка «друзей» из США не удалось и французам. Важным этапом на этом пути, конечно, является искусственное устранение Шарля де Голля, который жёстко контролировал СМИ и не жалел денег на оборону как залог независимости страны. Именно после ухода де Голля началось ослабление суверенности Франции.
А вот очередным показателем потери самостоятельности стал скандал с поставкой вертолетоносцев класса «Мистраль». Напомню, 17 июня 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS подписали контракт о покупке Россией двух французских кораблей и технологии их постройки. То есть изначально никаких частных контор в контракте не было, субъектами выступали сами государства.
Франсуа Олланд
В 2012–2013 году были заложены оба корабля, получившие названия «Владивосток» и «Севастополь». В ноябре 2014 года «Владивосток» был практически достроен и готовился к передаче российской стороне. Одновременно с этим Вашингтон усилил давление на Париж с целью расторжения контракта. А уже 25 ноября того же года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что принял решение приостановить поставку России вертолетоносца. Однако российско-французские переговоры продолжались до 2015 года, пока в мае Франция не передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта, которые подразумевали возмещение Москве компенсации и прочих убытков.
Но сколько бы ни насчитали в Париже, истинный урон Франции был несоизмеримо большим. Во-первых, президент страны показал политическое безволие. Во-вторых, французские кораблестроители понесли репутационные потери. Перспективные заказчики сразу осознали, что французская исполнительность зависит от той вожжи, которая попадёт под хвост янки, и заказанного оборудования вы можете и не дождаться. И в-третьих, часть кораблестроителей, пока Париж вёл переговоры, осталась без работы, а это потеря компетенции персонала.
И как только американцы поняли, что гнуть французов не просто можно, но и нужно, как говорится, понеслось. В 2021 году Австралия вступила в военно-политический союз AUKUS, а одновременно с этим власти Австралии приняли решение выйти из соглашения по подлодкам с французской компанией Naval Group. Фактически «союзники» по НАТО увели контракт на 12 дизельных подводных лодок из-под носа Франции, да ещё и в свою пользу.
Не пройдёт и месяца, как всё те же янки снова выставят Париж на большие деньги. Так, за спиной французов Вашингтон убедил Швейцарию отказаться от закупки крупной партии французских истребителей Rafale, с одной стороны, и купить у США истребители-бомбардировщики F-35 — с другой.
Скандальности ситуации добавил тот факт, что никто не мог взять в толк, ради чего в принципе официальному Берну понадобились такие дорогие, сложные и специфические машины, как F-35. Кого наши извечные «нейтралы» собрались бомбить? Почему страна, придерживающаяся нейтралитета и предпочитающая оборону только своих границ, покупает бомбардировщик, да ещё и с возможностью несения ядерного оружия?
Эмманюэль Макрон
Макрон, конечно, впал в спорадическую ярость, отозвал послов из Австралии и США для консультаций и даже отменил свой визит в Швейцарию, но это и всё, что он мог сделать…
Ничего сложнее табуретки!
Конечно, автор привёл только пару ярких примеров американского взаимодействия с «дружескими» странами. Можно вспомнить аннигилированный стараниями зарубежных наблюдательных советов и прозападных казнокрадов «Укроборонпром». Можно вспомнить крик о помощи немецких оборонных концернов, которые в конце прошлого года узнали, что друзья Вашингтона в Бундестаге собираются разместить заказы на вооружение в США, а не на предприятиях родной Германии.
Но остаётся один важный вопрос: ради чего американцы так отчаянно деиндустриализируют своих же протеже? Конечно, в ближайшей перспективе это экономически выгодно, это демонстрирует вассальный статус «союзников» и подчёркивает исключительную ведущую роль Вашингтона. Однако в стратегическом плане это же выглядит ослаблением коллективной силы.
Ну, для начала стоит понимать, что за всю свою историю, ввязываясь в любую военную авантюру, США рассматривали своих союзников только как поставщика примитивной человеческой силы. Более того, их даже мало беспокоило качество этой самой силы. Какую бы армию ни обучали янки, в итоге она годилась разве что на отстрел местного непокорного народонаселения, а не на ведение сложных профессиональных боевых действий. В Южной и Центральной Америке американцы тренировали только эскадроны смерти, в Азии они дрессировали армию Южного Вьетнама с известными результатами, а вспоминать о полном крахе афганской армии и вовсе не стоит.
Да и правда, чего плодить конкурентов, да ещё и способных к самостоятельным решениям… Пусть папуасы покупают оружие у Вашингтона, пользуются тактическими и стратегическими решениями только Вашингтона и решают проблемы логистики только через Вашингтон.
Также стоит отметить, что США никогда не видели реальной угрозы российской агрессии. Во-первых, Вашингтон достаточно надёжно окружён двумя океанами. Во-вторых, роль Европы в американских концепциях всегда ограничивалась раздражающим и ослабляющим Россию фактором. Стандартному Бобу или Биллу из Техаса совершенно наплевать, как будет жить Брюссель или Париж. И в-третьих, даже в предполагаемых сценариях войны американские вояки открыто признают, что превратят Европу в ровное оплавленное по краям место, чтобы «остановить» Россию.
Так для какого же чёрта нужно терпеть конкурентов в кораблестроительной и авиастроительной областях, если им уготована почётная роль первого трупа? Есть немного бронированного хлама со стрелковым оружием — и хватит с европейских «союзников»!
Сергей Монастырёв,