Морские дроны: беспилотники против "рогатой смерти"
После Второй мировой войны ведущие морские державы первостепенное внимание уделяли совершенствованию минного оружия. Для эффективной борьбы с этой угрозой потребовались новые технические решения. Так появились дроны, способные обнаруживать и обезвреживать донные и якорные мины.
Полное погружение
Советский самоходный телеуправляемый подводный аппарат (СТПА) «Луч-3», предназначенный для поиска донных мин, был спроектирован и построен в 1963 году. Управление осуществлялось по кабелю. СПТА на многое был способен, но проект свернули, и в серийное производство дрон не запустили.
Советский самоходный телеуправляемый подводный аппарат «Луч-3» Vostock Photo
При боевом тралении на всех флотах применяют автономные суда в качестве прорывателей минных заграждений. В 1966–1980 годах на Петрозаводском заводе «Авангард» было построено 10 тральщиков проекта 1253 «Алмаз», в том числе две единицы с радиоуправлением. Без экипажей их можно было использовать для обезвреживания донных магнитных мин – закладки и подрыва шнуровых зарядов. Следует понимать, что REMUS 100 не оснащается подрывным зарядом. Его функционал – обследование заданной акватории, обнаружение мин и передача координат. Ликвидацией опасных находок занимаются водолазы.
Эту миссию могут успешно выполнять и морские беспилотники – малогабаритные уничтожители мин. Например, SeaFox C («Сифокс») фирмы Atlas Elektronik (серийно производится с 1998 года). Его вес – 43 кг. Аппарат снабжен телекамерой и кумулятивным зарядом. Управление – по кабелю с корабля-носителя на расстоянии до 1 км. SeaFox подрывается вместе с миной по команде оператора. Существует и многоразовый вариант SeaFox Cobra с отделяемой боевой частью.
«Сканда»: размер имеет значение
Аналогичные разработки поступали на вооружение отечественного ВМФ. В начале 1970-х был создан комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-1. Он состоял из гидроакустической станции МГ-79 и самоходного телеуправляемого ликвидатора мин СТИУМ-1. В дальнейшем был создан СТИУМ «Кетмень», ставший частью КИУ второго поколения, и начаты работы над СТИУМ третьего поколения «Маршрут». Это должно было обеспечить паритет советского ВМФ с флотами вероятного противника в минно-тральных силах. Помешал развал СССР – работы над «Маршрутом» прекратили.
В конце 1990-х государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Регион» приступило к созданию комплекса с гидроакустической станцией миноискания на самоходном телеуправляемом подводном аппарате. Этот беспилотник получил на вооружение морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», построенный в 2009 году на Средне-Невском судостроительном заводе.
В 2002-м Центральное морское конструкторское бюро (ЦМБК) «Алмаз» возобновило приостановленный несколькими годами ранее проект базового тральщика «Александрит» в корпусе из стеклопластика. Головной корабль серии «Александр Обухов» был передан ВМФ в декабре 2016 года. За пять лет построили шесть тральщиков, а всего их должно быть около 50.
Базовый тральщик «Александр Обухов» Анатолий Медведь/РИА Новости
«Александриты» отличает не только уникальный материал корпуса, но и наличие современной интегрированной системы поиска и уничтожения мин (ИСПУМ). Новинку презентовали в 2019 году на Петербургском Международном военно-морском салоне. ИСПУМ предназначен для обнаружения с помощью гидроакустической и телевизионной систем морских мин на глубинах от 10 до 300 метров. Он способен работать при волнении моря до трех баллов. Радиус действия самоходного аппарата на максимальной глубине – 500 м, скорость – 3–6 м/с.
Первоначально на тральщиках проекта «Александрит» планировали установить французские безэкипажные катера Inspector MK II. Несколько штук, несмотря на санкции, введенные после возвращения Крыма и Севастополя в состав России в 2014 году, были закуплены. Однако «французы» не подошли по размерам (девятиметровый катер можно только вести на буксире), и их заменили на отечественные беспилотники «Сканда».
Следующим этапом развития противоминных сил флотов мира станет одновременное использование надводных, подводных и воздушных дронов. Интерес представляет бельгийско-голландский проект City, который реализуется с 2021 года. Программа предусматривает строительство к 2030-му 12 кораблей-маток водоизмещением 2800 т. Они будут нести безэкипажные катера Inspector 125, оснащенные подводными дронами и легкими механическими тралами, а также БПЛА вертолетного типа Skeldar V-200. Таким образом, морские роботы-саперы возьмут на себя решение самых опасных задач.
Окончание следует.