Wildberries решили взять на поруки
О плюсах и минусах госконтроля популярных торговых площадок — в материале ForPost.
Законы и рынок
Юристы отмечают: российское законодательство не поспевает за онлайн-торговлей — в нём до сих пор нет понятия «маркетплейс».
В ФАС пытаются исправить ситуацию. В прошлом году антимонопольное ведомство внесло на рассмотрение поправки к закону «О защите конкуренции», которые регламентируют деятельность маркетплейсов и агрегаторов.
В рабочую группу вошли бизнесмены и депутаты. Работа проектом закона должна была завершиться до 17 февраля 2023 года, пишут «Ведомости».
Разработчики поправок, которые получили название «пятый антимонопольный пакет», обеспокоены: «появляются новые антиконкурентные практики, которые остаются в тени законов». В итоге страдает и потребитель, и отдельные рынки.
ФАС предлагает регулировать интернет-площадки, в том числе соцсети, которые ежедневно посещают более 100 тысяч пользователей. Антимонопольщики также хотят получить право согласовывать сделки на сумму свыше 7 млрд рублей.
В правительстве уже оценили предложение. Директор Департамента экономического развития и финансов правительства РФ Василий Толоко просит не торопиться зарегулировать всё и вся.
Как отмечают эксперты «Ведомостей», ФАС хочет контролировать львиную долю интернета. Но противники антимонопольных поправок уверены: нужен особый законопроект — маркетплейсы должны быть отделены от «Одноклассников» и «Дзена».
Читайте также: Параллельный обман. Кто и как разоряет россиян на Wildberries
Деньги не пахнут?
Пока же законодательство, регулирующее деятельность маркетплейсов, слишком размыто, поэтому они «беспредельничают», считает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин
Такие выводы он сделал, опираясь на массовые жалобы потребителей. Так, покупатели Wildberries недовольны платным возвратом товара и его качеством.
И это неудивительно. Согласно исследованию «Общественной потребительской инициативы», у доля нелегальных продавцов самая высокая: по обуви — 47%, парфюму — 66%, воде — 58%. На Ozon те же показатели составили всего 8–13%, на «Яндекс Маркете» — в диапазоне 4–7%.
Подробнее об этом в материале Стал известен процент подделок на Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете»
Страдает от самоуправства маркетплейсов и бизнес.
В прошлом году Wildberries трёхкратно увеличил плату за регистрацию за право торговать на площадке нужно отдать 30 тысяч рублей вместо прежних 10 тысяч. В компании заявили, что эта мера необходима для борьбы с мошенниками.
Продавцов штрафовали за несоответствие габаритов упаковки, за отсутствие фиксации процесса замеров.
ФАС попросила маркетплейс скорректировать правила торговли, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Wildberries прислушался: в оферту были внесены изменения с более понятной системой расчёта коэффициента логистики и хранений, введена новая система замера габаритов упаковки.
Но если с продавцами ситуация более-менее «разрулилась», то покупатели продолжают жаловаться на беспредел со стороны маркетплейсов, следует из письма директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никиты Кузнецова, выдержки из которого опубликовал «Коммерсантъ».
По информации чиновника, потребители жалуются на отсутствие достоверной информации о продукции, отказ от продажи, срывы сроков доставки, нарушение порядка рассмотрения претензий.
Егармин уверен: это произошло, потому что маркетплейсам «дали слишком много свобод». Что в итоге?
«Они не справились со счастьем, которое на них упало. И хотя я являюсь противником госрегулирования, так как ни к чему хорошему оно не приводит, в истории с маркетплейсами я на его стороне. Они заигрались, возомнили себя регулировщиками рынка. Настало время для принятия госорганами, которые имеют соответствующие полномочия, мер воздействия, так как огромное количество людей попадает в неприятности, а проблема достаточно глубокая и системная», — сказал собеседник ForPost.
Читайте также: Посредничество vs производство: Куда движется рынок Севастополя?
Когда возьмут на поруки?
Всё дело в статусе маркетплейсов, подчеркнул сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей.
По факту, отметил наш собеседник, это доска объявлений, которая предоставляет информационные услуги. Поэтому-то законодательство в части регулирования маркетплейсов такое размытое.
«Однако Wildberries, Ozon захотели стать продавцами, причём странными. Они хотят зарабатывать, а ответственности не нести. Однако, если вы берёте деньги с продажи товара, то должны отвечать по всей строгости закона. Если вы предоставляете только информационные услуги, то не берите процент с продаж. Они в доли на прибыль, а значит, и в доли на ответственность», — сказал Алексей Егармин.
В правительстве понимают абсурдность ситуации, поэтому пытаются найти законные способы для взятия маркетплейсы на поруки. В эту работу активно включились и региональные власти. Они уже направили Минпромторгу свои предложения.
Регионы хотят обязать маркетплейсы:
идентифицировать продавцов;
заставить их предоставлять покупателям по запросу товарно-сопроводительную документацию;
запретить им односторонний отказ от продажи товаров со ссылкой на технический сбой;
ввести промежуточные счета, оплата с которых поступает продавцу после получения заказа клиентом;
установить ответственность онлайн-площадок за отсутствие контроля над продавцами и товарами.
В Минпромторге обещали изучить предложения и дать по ним заключение в ближайшее время.
Президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов надеется, что в Кабмине прислушаются к региональным чиновникам.
«Офлайн-торговля, традиционная, она регулируется законом «О торговле», в котором отражены взаимоотношения поставщиков и торговых сетей. Онлайн-торговля в какой-то мере выпадает из регулирования. Нельзя сказать, что полноценно, потому что торгующие организации находятся под определённым контролем. Однако этого недостаточно. Жителю Севастополя, который покупает товар от организации, зарегистрированной в Москве или Владивостоке, сложно заниматься разруливанием потребительских проблем. Поэтому нужно проработать механизм, который позволит урегулировать все нюансы», — сказал ForPost Карпов.
Он отметил, что нельзя сбрасывать со счетов и саморегулируемые организации представителей онлайн-торговли — с их помощью тоже можно решить эти проблемы.
Читайте также: Почему россиянам советуют вновь стать «челноками»
А кто защитит работников?
Отметим: маркетплейсы — это не только взаимоотношения потребителя и продавца, онлайн-площадки и бизнеса, но и работника и работодателя. Про этот аспект эксперты советуют не забывать.
Их опасения не напрасны.
Напомним, летом прошлого года телеграм-канал Baza опубликовал видео досмотра сотрудников Wildberries. По его данным, практика раздевания работников внедрена на складе в подмосковном Подольске. Общественники обратились к главе СК РФ Александру Бастрыкину и генпрокурору Игорю Краснову с просьбой проверить этот инцидент.
Подробнее об этом — в материале По следам Wildberries: люди согласны на унижения, чтоб не потерять работу
Спустя почти год ситуация не изменилась. Работники Wildberries продолжают массово жаловаться на непомерные штрафы, раздевание до трусов, хамское поведение со стороны руководства. Они называют себя «рабами» и не понимают, почему госорганы остаются в тени этой проблемы.
Доктор юридических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Марина Буянова отмечает: власти не бездействуют.
«Сейчас разрабатывается закон «О трудовой занятости». Его цель — упорядочить ряд моментов, связанных с трудоустройством. Труд в маркетплейсах будет легализован, работники защищены. Госрегулирование нужно. И власти работают в этом направлении. Никто не оставляет этот вопрос без внимания. Предлагаются различные варианты, в том числе и со стороны науки. Мы движемся в верном направлении», — сказала ForPost Буянова.
Читайте также: Как сокращённый сотрудник может разорить продвинутую компанию
Роберт Вочовский