Политолог назвал три причины смены власти в Смоленской области
Гендиректор «Клуба Регионов» прокомментировал отставки и назначения губернаторов
Кадровые ротации в губернаторском корпусе стали одной из самых обсуждаемых тем середины марта. Смоленский губернатор Алексей Островский стал вторым в череде отставников, последовав за чукотским губернатором Романом Копиным. Свою точку зрения на происходящее в Смоленской области и в целом, в российской политике, высказал политолог, генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб Регионов» Сергей СТАРОВОЙТОВ.
— Что можно считать триггером отставки Алексея Островского? Или все-таки речь идет о комплексе причин?
— Если вы вспомните, то ни в каких политологических раскладах отставка Островского не предсказывалась как первоочередная. Да, отмечалось, что он давно сидит и скорее всего вопрос может быть поставлен, но по сравнению с группой отставников, в которую входили тот же хакасский Коновалов, орловский Клычков, которые были на слуху, не было Островского в этих списках. Он там не возникал и не обсуждался.
Я думаю, что не скажу ничего нового. Понятно, что с уходом Жириновского, очень многие люди, завязанные на него, начали терять свои позиции в партии, в Думе, на иных постах. Так всегда бывает, когда происходит смена команды. Команда Жириновского сейчас на спаде, команда Слуцкого начинает забирать посты. Но так как у Слуцкого веса и авторитета гораздо меньше, чем у Жириновского, который мог требовать квоты, который вообще имел право требовать, у Слуцкого есть только право соглашаться и действовать в рамках федеральных тенденций и политики президента. Т.е. он пока не субъектен в рамках большой федеральной политики.
Второй момент связан с геополитическим положением региона. Регион стал интересен с точки зрения геополитики. Приграничный регион, находящийся в стратегически важном положении, и, соответственно, роль губернатора, как и губернаторов других прифронтовых регионов, резко возросла.
И третий момент, очень важный, резко выросла роль Марата Хуснуллина. Если вы вспомните, буквально в пятницу на совещании президента он докладывал о строительстве в Крыму и Севастополе, Хуснуллин выглядел очень хорошо. Он был уверен в себе, очень энергичный, продуктивный, понимающий роль строительства в нынешней ситуации. Он сейчас безусловный фаворит в правительстве, один из сильнейших министров, поэтому да, очевидно, Анохин — это его человек, под которого будут выделены большие федеральные средства на строительные объекты.
— Насколько можно говорить об Анохине как о политической фигуре?
— Анохин, если говорить о губернаторах новой волны, представляет не политический, а хозяйственный тренд. Он относится к группе губернаторов-хозяйственников новой волны. Сейчас губернаторы деполитизированы. Наоборот, их роль сознательно низводится до позиции управляющего регионом, «регион-менеджера». Вот Анохин как раз это «регион-менеджер».
— Достаточно ли у него опыта для решения таких задач?
— У него уже есть опыт работы в региональной администрации у вас в Смоленске. Т.е. нельзя сказать, что он человек с улицы. У него есть опыт работы и на региональном уровне, и на федеральном. Самое важное, он понимает, как устроена система, как устроено взаимодействие между региональным и федеральным уровнями, понимает, как движутся документы, деньги и приказы во всей этой системе. Безусловно, он человек подготовленный к такой работе. Остальное – дело техники.
— Можно ли считать, что это назначение придаст импульс развитию Смоленской области?
— Безусловно. Но, конечно, мы сейчас формулируем всё в режиме ожиданий. Сначала электоральные ожидания, запрос на обновление, затем период «медового месяца», когда все надеются, что «новая метла» не только по-новому метет, но и заметет что-то в регион. Это как плюс для нового врио губернатора, так и минус. Потому что ожидания поддержки федерального центра существенно помогут ему победить. С другой стороны, это сформирует в обществе ряд запросов, которые ему нужно будет удовлетворять. Поэтому главное, это то, насколько он будет состоятелен удовлетворять эти запросы, эти ожидания смолян.
— Каким вы видите будущее Алексея Островского?
— Ему прочат сейчас сенаторский пост. Вообще, как я ранее уже писал, нужно посмотреть, какое назначение будет у Копина (чукотский губернатор Роман Копин был отправлен в отставку 15 марта, — прим.ред.), а теперь еще и Островского, чтобы сделать вывод о карьерных траекториях губернаторов-отставников. Он не последний в этом списке. Ведь мужики то молодые, и им можно найти применение.
— Здесь, кстати, напрашивается закономерность – Чукотский автономный округ, Смоленская область, это приграничные регионы. По всей видимости, есть некий вектор, обозначенный президентом на усиление таких регионов? Ждать других отставок?
— Совершенно верно, сейчас имеет смысл посмотреть на губернаторов в разрезе приграничности. Есть губернаторы прифронтовые, а это, по сути, равно приграничные. Нужно посмотреть, кто из губернаторов сюда попадает. Тот же омский Бурков, тот же хакасский Коновалов, оренбургский Паслер. Там тоже большая граница, и ему прочат карьерные неприятности. Отставки и назначения, конечно, не зависят от того, приграничный регион или нет. Но то, что внимание приграничным регионам стали уделять гораздо большее и роль губернаторов приграничных областей выросла — это совершенно точно.
____________________
Наша справка: Сергей Старовойтов — российский политический консультант, политтехнолог, принявший с 1998 года участие в десятках избирательных кампаний в России и странах СНГ, медиа-менеджер, член Союза журналистов России. Глава федеральной экспертной сети «Клуб Регионов».