Севастопольцы и крымчане меньше других россиян зависят от банковских долгов
Долговая яма
Большую статью, подготовленную на основе данных Центробанка и исследования Общероссийского народного фронта (ОНФ), посвящают этой проблеме «Известия». В ней приводятся такие данные: по сравнению с началом года уровень закредитованности россиян, под которым понимается отношение среднего объема задолженности к среднему годовому доходу, вырос с 35 до 41%. А средняя кредитная задолженность на одно домохозяйство возросла до 509,6 тыс. рублей.
Наиболее распространенным в России видом кредитования остается ипотека: на ее долю, утверждают эксперты ОНФ, приходится более 50% кредитного портфеля. Но в первом квартале этого года, по данным ЦБ, число выданных ипотечных займов упало на 20%. Наибольшее снижение отмечается в Удмуртии (13,9%), Воронежской области (15,1%), Москве (15,6%), Приморском крае (20,4%) и Санкт-Петербурге (27,7%).
Зато заметный прирост ипотеки зафиксирован в Чечне (55,1%), Тыве (53,5%), Адыгее (45,9%), Краснодарском крае (46,6%).
А вот автокредитование и в целом по стране по сравнению с аналогичным уровнем прошлого года «подросло» на 16,8%. Чаще всего, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), им пользовались жители Москвы (10,5 тыс. сделок), Московской области (9,6 тыс.), Татарстана (8,8 тыс.), Санкт-Петербурга (8,5 тыс.) и Краснодарского края (7,5 тыс.).
Второй квартал, предсказывают эксперты, покажет еще больший рост закредитованности. В сочетании со стагнацией уровня реальных доходов это приводит к росту числа бедных. Вкладывать же в экономику, нормальное функционирование которой невозможно без «круговорота денег», никто не будет. И сейчас значительная часть кредитов направляется на погашение прежних долгов, а не на инвестирование.
Получается замкнутый круг: люди берут кредиты, потому что бедны, и тем самым усугубляют ситуацию.
«В целом закредитованность — это неплохое явление. В западных странах ее уровень в разы выше, чем в России, но у нас сохраняется фактор в виде необеспеченного кредитования», - приводят «Известия» слова эксперта проекта «За права заемщиков» Александры Пожарской.
Увеличение числа банкротств тоже радовать не может: списание долгов в таких объемах, уверены эксперты, неизбежно скажется на экономике в целом, а значит, и на уровне жизни населения.
Радоваться или печалиться
Самыми закредитованными российскими регионами оказались Тыва (115% от среднего годового дохода), Калмыкия (79%), Ленинградская область (63%), Удмуртия (56%) и Московская область (55%). А вот меньше всего совокупный долг перед банками жителей Ингушетии (15%), Чечни (14%), Дагестана (13%), Севастополя (9%) и Крыма (8%). Почему же мы выглядим на общем фоне настолько благополучно? Неужели мы – самые богатые?
Думать так было бы приятно, однако реальность повода для этого не дает. Не отнесся к такой версии серьезно и председатель бюджетной комиссии Заксобрания, в прошлом – работник банковской сферы Вячеслав Аксенов. В прошлые годы, говорит он, объяснить такую ситуацию было проще – Крым и Севастополь только-только вошли в состав РФ, соответственно и накопить долги перед российскими банками их жители не успели. Однако и сейчас, спустя 9 лет, этот фактор имеет значение. Но основную причину эксперт видит все-таки в более скромных возможностях севастопольцев по части получения кредитов: ведь даже число банков, с которыми может работать житель города, значительно ниже, чем на материке.
«Наши люди с удовольствием пользовались бы многими программами Сбера или Россельхозбанка – там есть очень интересные продукты с мизерными процентами. Но такой возможности у нас нет. По Сберу, может быть, сейчас возможности откроются, но он к нам только-только заходит. Получается, что самые интересные программы для нас были, а многие и остаются недоступными», - констатирует Вячеслав Аксенов.
Напомним: недоступность ипотеки для крымчан и севастопольцев отмечалась на протяжении многих лет.
«Будем надеяться, что сейчас ситуация изменится», - говорит в завершение разговора глава бюджетной комиссии.
Что появление в Севастополе Сбербанка уже сказалось на рынке недвижимости, недавно отмечала эксперт в этой области Наталья Массальская. Сравнительно недавно заработал в нашем регионе и ПСБ. Но есть и еще один фактор, который, похоже, может сказаться на ситуации с кредитованием. Как отмечается в статье «Известий», весной 2023 года активно росло потребительское кредитование физлиц с низкой долговой нагрузкой. То есть за кредитами обращались те, кто ранее такой возможностью не пользовался.
Это, опять-таки, объясняют стагнацией реальных доходов населения и ростом цен. Возможен, впрочем, и еще один вариант: люди, которым хватает собственных доходов, решили вложить пусть даже заемные средства в квартиры, автомобили и другие предметы потребления, опасаясь серьезного их подорожания. И тут многое будет зависеть от общей ситуации в стране.
Ольга Смирнова