Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?
Биржевые цены на основные марки бензина бьют рекорды. Так, по данным «Коммерсанта», на бирже СПбМТСБ 19 июля АИ-95 вырос в цене на 1,25%, до 68 рублей за тонну, АИ-92 — на 1,49%, до 62,5 рубля за тонну.
При этом, опережая инфляцию, растёт цена бензина и на АЗС. По данным Росстата, цены на заправках поднялись на 3,6% при накопленной годовой инфляции в 3,15%.
В некоторых регионах РФ уже начались ажиотажные проявления спроса на топливо. К примеру, губернатор Севастополя Михаил Развожаев в своём телеграм-канале написал, что к нему поступают сообщения о перебоях с отпуском бензина на АЗС. При этом он отметил, что пока ситуация не является критичной, есть только задержки с поставками бензина А-92.
«Вторая проблема — рост цен на топливо. По моему поручению специалисты Департамента городского хозяйства вчера и сегодня проверяют поступившие сообщения севастопольцев, выезжают на заправки и фиксируют цены. Все собранные данные мы передаём в территориальное отделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС)», — написал также Развожаев.
ForPost поговорил с экспертами о том, что происходит на топливном рынке и может ли ФАС решить эту ситуацию.
Демпферный привет
Для начала стоит напомнить, что нынешний скачок цен на бензин был предсказуем и является следствием планов по снижению демпферных выплат из бюджета производителям топлива.
Подробнее — в июньском материале ForPost «Россиян ждёт скачок цен на бензин — но почему?»
Напомним также, что демпферный механизм предусматривает стимуляцию отечественных производителей к продаже бензина на внутреннем рынке, когда мировые цены на него вырастают и топливо выгоднее экспортировать.
В таком случае российские компании получают из бюджета выплаты, позволяющие продолжить выгодно продавать бензин на внутреннем рынке, не повышая цену. Если же мировая цена падает, то уже компании платят в бюджет разницу.
«Сейчас мы видим продолжение борьбы нефтяных компаний и правительства, потому что власти объявили, что в сентябре демпферные выплаты будут сокращены почти вдвое. Логика правительства заключается в стремлении минимизировать дефицит бюджета, то есть уменьшить расходы и увеличить доходы. В частности, именно поэтому мы наблюдаем рост фискальной нагрузки на нефтегазовый сектор в целом, а также сокращение расходов в виде переноса налоговых льгот и уменьшение демпферных выплат», — пояснил в разговоре с ForPost ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
В свою очередь нефтяники уже дают государству понять, что не будут мириться с этим и не станут работать в убыток.
По словам Юшкова, именно поэтому взлетают цены на топливо на бирже и в рознице.
«Нефтяники уже сейчас пытаются продемонстрировать, что будет, если сократить им демпферные выплаты. То есть для них экспортный рынок станет более приоритетным. Таким образом, они либо сократят поставки на внутренний рынок, либо поднимут цены на российском рынке до экспортного паритета с учётом оставшегося демпфера», — отметил эксперт.
Читайте по теме: Грядёт рост цен и возможный дефицит бензина, а мы будем «кряхтеть и платить»
«ФАС, фас!»?
В российском Минэнерго не раз заявляли, что цены на топливо в РФ регулируются не государством, а рынком. В то же время, по словам Игоря Юшкова, примерно 80% в цене топлива — это различные налоги, кроме того, стоимость бензина, как видим, зависит и от демпфера.
Наконец, весь рынок топлива в России — это олигополия, то есть такая разновидность монополии, когда большую часть рынка контролируют несколько крупных компаний, обладающих всем циклом производства нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи бензина на собственных АЗС.
При этом мелкие игроки покупают топливо для своих АЗС на бирже, а значит, полностью зависят от «настроения» олигополии.
«Во всём мире с проявлениями монополизма борются специальные антимонопольные службы. Антимонопольная служба для эффективной работы должна обладать весьма существенными полномочиями, в противном случае ведомство существует лишь номинально. Я полагаю, что российской ФАС стоило бы предоставить более широкие права в проведении проверок и получении информации от компаний, действующих на рынке, а также возможности наложения жёстких санкций в случае выявления нарушений антимонопольных требований», — высказал мнение в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Он добавил, что в нынешней же ситуации, а особенно если учесть, что государство в принципе считает, что на внутреннем рынке топлива цены являются следствием действия рыночных механизмов, а не действий олигополии, ФАС вряд ли может что-то изменить.
Читайте по теме: Беги, хватай: как паника разгоняет цены и как избежать ажиотажных покупок
Это тупик?
Выход из сложившейся на топливном рынке России ситуации, по мнению Игоря Юшкова, возможен только в результате компромисса государства и нефтяников. При этом цены на бензин для простых россиян в любом случае вырастут.
Вопрос только, на сколько.
«Российские компании уже стали меньше продавать бензина на бирже, это толкает цены на топливо вверх. Как следствие, мы видим рост цен на бензин и в рознице, потому что мелкие компании покупают бензин на бирже, а крупные поднимают цены, чтобы показать государству необходимость пересмотра решения по демпферу. Если государство ничего не будет делать, мы увидим постепенное подорожание топлива на АЗС до конца лета, а к сентябрю цены придут к экспортному паритету в новых условиях выплат по демпферу», — отметил аналитик.
Тут стоит сказать, что средняя цена бензина в мире сейчас составляет 1,32 доллара за литр. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней.
Впрочем, если принять во внимание, что часть демпфера всё же останется, вполне возможно, рост не будет столь драматичным.
«Если же государство попытается затормозить рост цен на АЗС, то потом мы его всё равно увидим в сентябре, но тогда он будет резким. А это уже грозит открытым недовольством людей, что повлечёт протестные настроения и социальную напряжённость. Поэтому постепенное повышение цены даже более приемлемо. Но это выбор между плохим и очень плохим сценариями», — сказал Игорь Юшков.
При этом отказ государства от сокращения расходов бюджета в нынешних условиях дефицита тоже маловероятен.
Поэтому, по словам Юшкова, решение проблемы может состоять в поиске некого компромисса, когда государство окажется от сокращения демпфера на столь существенное значение, а нефтяники согласятся держать цены на бензин на каком-то оговорённом уровне. В то же время очевидно, что топливо в России подорожает в любом случае.
Читайте по теме: Манипуляции статистикой: нам говорят, что «в целом хорошо», но мы не верим
Андрей Мединский