Он предал Родину, убил невесту и принял яд
Агент ЦРУ Трианон хорошо знаком всем, кто хоть раз видел фильм «ТАСС уполномочен заявить...». В августе 1984 года на советские телеэкраны вышел шпионский детектив, и успех 10-серийного фильма был просто фантастический. Во время его показа улицы городов и сёл пустели. Все спешили увидеть продолжение захватывающей схватки советских и американских разведчиков, чтобы затем обсудить в кругу семьи, со знакомыми и на работе. А ведь мало, кто тогда знал, что у Трианона был реальный прототип. Кто он и какова его судьба, далее — в нашей публикации.
Любопытный факт — день начала показа шпионского сериала был выбран не случайно, ведь именно эта дата совпадала с церемонией открытия Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, в которых советские спортсмены не принимали участия. Напомним, что таким образом властями СССР была нанесена «ответка». Они посчитали, что действовать по отношению к США надо симметрично — они бойкотировали Игры 1980 года, а СССР и его союзники будут бойкотировать Игры-1984. Поводом для кризиса стал ввод советских войск в Афганистан в 1979 году.
Борис Клюев в фильме «ТАСС уполномочен заявить».
Широко известный сериал «ТАСС уполномочен заявить» был снят по одноимённому роману Юлиана Семёнова, написанном в 1979 году. В его основу автором были положены реальные события на тот момент двухгодичной давности. И настоящим главным героем этой шпионской драмы был американский агент ЦРУ Александр Огородник, работавший под псевдонимом «Трианон» и разоблачённый в 1977 году. В деле же советской контрразведки Огородник фигурировал как «Агроном».
Кадры из кинофильма «ТАСС уполномочен заявить».
В 1979 году «королю» шпионского детектива Юлиану Семенову предложили написать на документальной основе новый роман об этой истории. Его пригласили в КГБ и предоставили материалы дела. Семенов, бегло изучив суть дела, сказал: «Главное я понял, остальное придумаю». Роман «ТАСС уполномочен заявить...» был написан всего за 16 дней.
Однако, как бы ни была увлекательна версия Юлиана Семенова, реальная жизнь американского агента под дипломатическим прикрытием оказалась гораздо интереснее. Думается, многим из вас будет любопытно узнать подлинную шпионскую историю Александра Огородника, работавшего под кодовой кличкой «Трианон».
С чего все начиналось
Александр Огородник родился в 1939 году в Севастополе в семье кадрового морского офицера. Парень решил идти по стопам отца и поступил в Ленинградское Нахимовское училище, а окончив его с золотой медалью, пошёл в Высшее инженерно-техническое училище им. Фрунзе. Но из-за резкого ухудшения зрения, ему пришлось навсегда забыть о военной карьере и полностью сменить сферу деятельности. Недолго думая, Александр воспользовался квотой и стал студентом престижного Института международных отношений. В МГИМО Огородник был отличником и несколько курсов даже окончил экстерном.
Казалось, жизнь удалась. Но, годы, потраченные на учёбу в училище, были упущены, и амбициозного Огородника терзала мысль — ему 27 лет, а он только вначале карьеры. Единственным способом улучшить положение было охмурить и удачно жениться на дочери какого-нибудь чиновника из МИДа. А поскольку опыта в амурных делах Александру было не занимать — слава покорителя женских сердец шла впереди него — он в скором времени сделал предложение красавице-студентке МГИМО из обеспеченной дипломатической семьи Александре Арутюнян.
Александр Огородник.
К тому времени Огородник окончил аспирантуру, защитил кандидатскую и вместе с молодой супругой отправился на работу в Колумбию по линии МИДа. Правда, получив должность всего-навсего второго секретаря посольства, 30-летний Огородник очень огорчился. Он считал, что достоин куда большего. И, то ли от обиды, то ли просто в силу распутного характера свои неудачи по службе наш герой с лихвой компенсировал победами на любовном фронте, заводя тайные романы с женами своих коллег.
Роковые женщины в судьбе Огородника
Второй секретарь волочился практически за каждой юбкой в посольстве. Об одном из таких романов с женой сотрудника торгпредства Ольгой Серовой знали многие. Их отношения зашли настолько далеко, что пара дала друг другу обещание: вернувшись на родину, развестись со своими супругами и пожениться. При этом Огородник, мастерски исполняя роль верного супруга и любовника, не упускал случая сходить налево.
Дипломат Александр Огородник во время работы в Колумбии.
Помимо любовных похождений, Александр решил подсластить свою жизнь новой машиной за счет посольства — купив по одной цене, а в отчётности указав завышенную. Махинация, разумеется, всплыла, и разницу в деньгах нужно было вернуть в бухгалтерию. Но к тому времени денег у Огородника уже не оказалось. В этот раз ему на помощь пришёл предпринимательский талант.
Он наладил подпольный бизнес через посредничество хозяина местной бензоколонки. Один закупал в посольском магазине водку по скидке, а второй — вчетверо дороже её продавал. И всё бы ничего. Но, владелец бензоколонки, некий сеньор Урибе, оказался осведомителем ЦРУ. Он исправно докладывал о каждом своем контакте с посольским воротилой. Так, через Урибе американские разведчики узнали и об афере с автомобилем, и о трудностях с деньгами, и о слабости Огородника к женскому полу.
Пилар Суарес Баркала.
Вот тут-то на горизонте и появилась профессиональная обольстительница Пилар Суарес Баркала, и посольский секретарь угодил в классическую «медовую ловушку». Се̲кс-шпионаж всегда являлся одним из самых эффективных инструментов, которым во все времена пользовались разведки мира. Огородник, сраженный наповал красотой жгучей испанки, был на седьмом небе от счастья. Тайно посещая вместе с ней кафе, рестораны, отель «Хилтон», мужчина даже не догадывался, что эти пылкие встречи с Пилар методично фиксируются на пленку сотрудниками ЦРУ.
В скором времени Пилар уже познакомила Александра со своими американскими друзьями, типа журналистами, предложившими Огороднику написать ряд статей в экономический журнал. После чего мужчина получил вместе со своим первым гонораром в пухлом конверте и заманчивое предложение: 10 тысяч долларов США на счет в американском банке и ежемесячная тысяча рублей в Москве в обмен на информацию о внешнеполитических планах советского руководства.
А в качестве бонуса, видя как Александр смотрит на Пиларес, американский агент неожиданно добавил: I]«Мы знаем о вашей привязанности к этой женщине. И в будущем будем рады видеть вас обоих гражданами США»… Разумеется, отказываться от такого жирного куша никто не стал. И до окончания дипломатической миссии в Колумбии сотрудники ЦРУ обучили Огородника всем шпионским премудростям: тайники, явки, пароли, расшифровка радиопередач, использование спецтехники.
Александр Огородник.
Убийство своей невесты
В декабре 1974 года после завершения дипломатической миссии Огородник, распрощавшись со своей колумбийской возлюбленной Пилар Суарес, вернулся в СССР. Новоиспечённый агент получил должность в отделе по планированию внешнеполитических мероприятий МИДа, где и получат доступ к важным секретным документам. Он вскорости развелся с женой, забрал к себе Ольгу Серову, но обещанная ей свадьба, так и не состоялась, поскольку женщина скоропостижно умерла, причем при довольно странных обстоятельствах. Через полгода по приезду Ольга тяжело заболела гриппом, и после осложнения так и не оправилась. По настоянию её отца и самого Огородника вскрытие не было проведено, мол Ольга была беременной. Хотя уже тогда многим ее смерть показалась весьма странной.
Ольга Серова и Александр Огородник.
Ужасающие подробности гибели Серовой станут известны лишь через пару лет, когда следователи подробно изучат все обстоятельства её смерти и решатся на эксгума̲цию. В результате в тканях ее тела найдут остатки яда. А это означало лишь одно: любовник регулярно подмешивал ей в пищу микроскопические дозы яда… Что же заставило агента Трианона отправить на тот свет свою возлюбленную? Скорее всего женщина начала подозревать своего возлюбленного и догадываться, что тот ведет двойную игру. А поскольку появилась опасная свидетельница, Огородник почувствовал себя уязвимым. Он не мог допустить провала и решил избавиться от любимой женщины, отравив её.
Поиски американского агента
В 70-х СССР и США были в состоянии холодной войны. Малейший конфликт грозил ядерной катастрофой. В Женеве в 1975-м начались сложные переговоры, на которых рассматривалось ограничение стратегических вооружений с обеих противоборствующих сторон. Однако поведение американских дипломатов было настолько жёстким и агрессивным, что представители СССР сразу заподозрили неладное. Американцы будто наперёд знали, о чём пойдет речь на переговорах и хорошо подготовились.
И объяснялось это лишь одним: во внешнеполитическом ведомстве завёлся «крот», который, возможно, ещё долго бы работал на американцев, если бы не одно «но». Ещё накануне в КГБ, которым на то время руководил Андропов, пришла ориентировка от агента чешской разведки Карела Кёхера, проникшего в ЦРУ, и служившего там в аналитическом подразделении. Он то и передал советским коллегам информацию о вербовке советского дипломата в Колумбии под агентурной кличкой Трианон. Также сообщалось, что ни фамилия, ни ранг, ни внешние данные завербованного агента неизвестны. Тем не менее, сведения тут же взяли в разработку и занялись вычислением предателя.
Три человека оказались под подозрением, в том числе и Огородник. Хотя вначале мало кто верил, что утечку из ведомства мог организовать рядовой сотрудник МИДа. И пока шла проверка подозреваемых, Александр Огородник, имея доступ к государственным документам особой важности, ежедневно переснимал на шпионскую фотокамеру в виде авторучки по 80 листов важных документов под грифом «секретно», адресованные Брежневу, и перенаправлял их американцам через тайники.
Контрразведка круглосуточно вела слежку за подозреваемыми. Но последняя ориентировка, присланная чешским агентом, не оставляла никаких сомнений: Трианон — никто иной, как Александр Огородник, значащийся в досье советских спецслужб как «Агроном». Он характеризовался не только как отличный специалист, но и как человек, склонный к стяжательству, двуличию, обострённому самолюбию, карьеризму и чрезмерно увлекающийся женским полом. Таким образом Трианон был раскрыт, но арестовывать его пока не торопились. В планах контрразведки было сделать из Огородника двойного агента.
Арест Трианона. Провал операции
В 1977 году перед очередным раундом переговоров по вопросу ОСВ-2 в столицу СССР прибыл Генри Киссинджер – госсекретарь США и советник по национальной безопасности. Он лично знал о существовании Трианона и высоко оценивал его работу.
Генри Киссинджер госсекретарь США, проводивший переговорный процесс с СССР.
Ведь благодаря Огороднику, американцы заранее получили всю нужную информацию по переговорам в Женеве, дипломатическую переписку, отчёты советского посла в США, документы по стратегическому планированию отношений с Китаем и многое другое. Помимо этого, утечка информации помогла американцам взять на горячем одного из советских разведчиков, работавших за границей под прикрытием.
Спецслужбы к этому времени собрали предостаточно компромата на работника МИДа. Когда Огородник был на отдыхе, провели негласный обыск в квартире, в ходе которого были обнаружены тайник с фотоплёнками, инструкции, шпионские приспособления: микрофотоаппараты и плёнки, радиоаппаратура, шифровальные карты, графики радиопередач и другие предметы, указывающие на шпионскую деятельность хозяина квартиры.
Фотоплёнки, хранившиеся в батарейках к настольной лампе.
Операцию по задержанию назначили на 21 июня 1977 года. Арест произошел поздно вечером. Трианон был арестован у входа в собственную квартиру на Краснопресненской набережной. Группа захвата и понятые ворвались к Огороднику в квартиру. Начался обыск. Оперативники уже знали где и что искать. Прямые улики были налицо: шифровальный блокнот, батарейки с микропленками, записи с уже расшифрованными текстами и другие шпионские штучки не оставляли их владельцу никаких шансов на спасение.
Около двух часов ночи Огородник заявил, что готов признать свою вину. И здесь то контрразведчики допустили досадный прокол. Его усадили за стол, дали лист бумаги и тот начал писать: «В Комитет государственной безопасности СССР. Объяснение. Я, Огородник Александр Дмитриевич, признаю…» Написав первую строку, Огородник в какой-то момент щелкнул авторучкой, выхватил из нее капсулу с ядом и сунул ее в рот. Яд из лаборатории ЦРУ был смертельным. Спасти Огородника не удалось, он умер от отёка лёгких через 4 часа.
Так операция по разработке агента Огородника под кодовым названием «Агроном», завершилась провалом. Единственное на что оставалось надеяться кагэбэшникам, так это на то, что о смерти Трианона хотя бы в ближайшее время не узнают американцы.
Ловушка для госпожи Петерсон
Американцы действительно не узнали о провале Трианона, поэтому в условленное время они попытались оставить для него передачу в тайнике на Лужнецком мосту. Во время закладки пакета контрразведчикам удалось задержать сотрудницу ЦРУ под прикрытием — Марту Петерсон. Дипломатический статус хотя и позволил Марте избежать тюрьмы, но её объявили персоной нон-грата и выслали из страны.
Задержание Марты Петерсон. Оперативная съёмка. Схема закладки контейнера.
Так завершилась история Трианона в СССР, а вот в ЦРУ довольно длительное время полагали, что Трианон жив, а когда, наконец, предложили обменять его на кого-либо из советских агентов, схваченных за рубежом, по неофициальным каналам получили лаконичный ответ: «Огородник уже в прошлом».
Незадолго до своей смерти Огородник записал в своём дневнике: «Я не умру дряхлеющим в постели». Он не планировал жить долго, так что всё сложилось в соответствии с его ожиданиями. В год гибели Трианону исполнилось 38 лет! Почему он выбрал путь предательства, а не достойную жизни, для которой у него были все возможности? Вероятно, тщеславие и жадность оказались сильнее инстинкта самосохранения.
Огородник был похоронен на Хованском кладбище столицы как обычный гражданин в присутствии близких родственников.
Послесловие
Однако на этом история не закончилась. В марте 1975 года Пилар Суарес Баркала родила девочку, которую назвала ее в честь отца Алехандрой. И, разумеется, что дочь Трианона считает, что ее отец работал на американцев исключительно по идеологическим соображениям, разочаровавшись в советском режиме, желая свободы своему народу.
Дочь Александра Огородника — Алехандра.
Наследница Огородника является автором двух книг: «Кодовое имя: Тригон» (2019), представляющая собой приукрашенную биографию Огородника, историю знакомства и отношения с её матерью и «Мой отец – русский шпион» (2022), основанная на дневниках Трианона. И здесь непонятно одно: почему автор называет своего отца, агента ЦРУ, русским шпионом…
Читать далее →