Примирив сердце и разум: ушёл из жизни крымский фантаст Валерий Гаевский
Путь в большую литературу для жителя Симферополя оказался витиеватым. Будущий мастер родился в столице Крыма 25 июня 1960 года.
В 1988 году молодой человек окончил географический факультет Симферопольского госуниверситета (сейчас КФУ имени В.И. Вернадского). Несмотря на поздний выпуск из вуза, по специальности работал немного. При этом трудовой стаж к этому моменту насчитывал около десяти лет: Гаевский успел попробовать себя в качестве лаборанта кафедры геофизики, инженера оптико-волоконной лаборатории на кафедре общей физики, а также инженера-технолога конструкторского бюро «Домен».
Творчеством юноша занимался параллельно. Причём сразу Валерия захватили фантастические и философские образы.
«Я начал писать фантастику в возрасте 17–18 лет, не задумываясь о том, что нужно будет её публиковать, просто подыскивал единомышленников… Потом много лет занимался разными философиями и понял, что самое главное во всём этом — найти способ примирить сердце и разум. Придать одному качество другого — вот путь для духовного существа. Литературу всегда считал совершенным инструментом для самопознания и познания мира. Решил, что буду учиться постигать тонкости этого инструмента всю жизнь», — такую цитату Гаевского приводит интернет-портал «Лаборатория фантастики».
Между тем уже два года спустя, в 1990 году крымчанин увидел свои имя и фамилию под обложкой сборника «Огонь в колыбели». Благодаря этой публикации Валерия Гаевского пригласили на последний в СССР Всесоюзный семинар фантастики, проходивший в 1991 году в Латвии.
С этого времени начинающий автор полностью посвятил себя литературе. Вместе с единомышленниками Валерий открывал и продвигал новые имена, издавал литературно-историко-философский журнал «Предвестие» в течение восьми лет, до 2000 года. В водовороте организаторской работы Гаевский находил время и для собственного творчества. От короткого жанра он постепенно перешёл к более крупным формам: в свет вышли две фантастические повести, «Проникновение» и «Солнце псевдонима», а в 2004 — роман «Фантазии об утраченном».
«Над первым романом «Фантазии об утраченном, или Девять сфер пробуждения» я работал пять лет, пять безумных лет чистых энергетических моментов, когда писал я только из потребности обращаться к слову, ни в коем случае не усаживая себя нахально. В то время я чувствовал, что через меня идёт некая трансляция свыше. Это чувство нельзя было подвергнуть сомнению, настолько ясно и физически ощутимо оно было», — так автор впоследствии вспоминал творческий процесс.
С 2007 года Гаевский сосредоточился на популяризации фантастики. В этом году он учредил первый и до сих пор единственный в Крыму журнал, посвящённый этому жанру, «Фанданго». Годом позже — одноимённый фестиваль, который ежегодно проводился сначала в Судаке, а с 2012 года в Феодосии.
«Название «Фанданго» — это наше общее творение. Я очень люблю Александра Грина, и как раз перед этим прочитала рассказ «Фанданго», и предложила назвать именно так. Валера подхватил эту идею, он всегда подхватывал самые необычные, интересные идеи. Как вы знаете, фанданго — это танец, и в будущем это название себя оправдало: фестиваль, действительно, был феерическим танцем», — рассказала ForPost крымский литератор Ирина Сотникова, близко знавшая покойного.
В 2011 году писатель перебрался в Севастополь. Здесь он повторно женился: второй супругой стала Юлиана Орлова, также писательница. Вместе они подготовили к выпуску несколько рассказов и статей, а также продолжили организовывать и фестиваль, и журнал.
Читайте по теме: Хранитель памяти: в Крыму простились с Сервером Эбубекировым
Творчество Валерия отмечено многочисленными наградами. С 2015 года он являлся членом Союза писателей России.
«Именно Валеры Гаевского Крыму будет очень не хватать, потому что этот человек занимал своё особое место, где у него не было конкурентов по его уровню образования, ментальности и способности создавать новые миры, — поделилась мнением собеседница ForPost. — Да, у нас достаточно много людей, которые пишут фантастику, но у них это происходит не системно. Валера же был организационным центром, и подобной фигуры я не вижу. Для меня уход Валеры — это уход эпохи».
Гаевский навсегда запомнится друзьям как невероятно добрый и открытый человек, который сохранял оптимизм, что бы вокруг не происходило.
«Мне кажется, что он ушёл, потому что устал. Может быть, там, в других мирах он наконец-то обретёт возможность создавать то, что он хочет. Ему как раз очень не хватало независимости от денег, он всеми силами пытался зарабатывать, но это ему очень мешало. На самом деле Валера — большой писатель», — подчеркнула Сотникова.
Читайте по теме: Вампиры, дэвы и талисман бессмертия: о чём пишут сегодня крымские фантасты
От первого брака у Валерия Гаевского остались дочь Татьяна и сын Владислав.
Пелагея Попова