Севастопольцам предложили вспомнить об урнах советских лет
А ещё они являются последним связующим кирпичиком, с помощью которого архитектурный ансамбль раскинувшегося на холмах Севастополя складывается в единую гармоничную композицию.
Одна из таких деталей, крайне необходимых и встречающихся буквально на каждом шагу, — урны.
Обычно они не попадают крупным планом на фотографии — но только не в сообществе «Архитектура Севастополя». В этот раз там напомнили о дизайне урн советских лет.
Это были прочные чугунные урны в форме перевёрнутого колокольчика, вставленного в ножку-чашу. Урны были выдержаны в классическом чёрно-белом сочетании, подчёркивающем строгость, простоту и элегантность.
Они не перетягивали на себя внимание излишней пышностью или вычурностью, но при этом гармонично вписывались в архитектурный облик величественного белокаменного города. Урны не маскировались за изогнутыми деревянными скамейками на каменном основании или уникальными светильниками-ландышами на Приморском бульваре, а выгодно их оттеняли и перекликались с линиями балясин и балюстрад.
Прошли они и проверку временем — были достаточно долговечными и удобными в использовании как для жителей и гостей города, так и для городских служб, выполняющих санитарную очистку.
Увидеть отголосок севастопольского стиля советского периода сейчас можно только в одном месте, причём в компании с фигурными бордюрами 60-х годов прошлого века.
«Семь лет назад эту урну купил из частных рук Артём Нуров — впоследствии создатель музея „Подземный Севастополь”, у входа в который её сегодня можно найти», — говорит заместитель председателя Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Степан Самошин.
Не так давно эти урны можно было видеть в севастопольском парке аттракционов на Историческом бульваре. Художник Владимир Курилович раскрасил их вместе со скамейками и ограждениями детского парка в ярко-зелёный цвет с жёлтым цветочным орнаментом. Уместно это или излишне, спорить не будем — всё равно урны заменили на пластиковые.
Урны в центре Севастополя (слева) и в одном из спальных районов города (справа).
За последние годы в Севастополе сменилось большое количество самых разнообразных урн: белые, чёрные, серые, цилиндрические, в форме четырёхугольной призмы. Поначалу новые и красивые, они быстро приходят в негодность и заменяются на следующие, такие же недолговечные, порой неудобные и даже скандальные.
Севастопольцы хорошо помнят урны с гербом города-героя, которые были изготовлены в 2009 году по заказу городской администрации к 225-летию Севастополя и второй партией выпущены к Дню Победы в 2011-м. Возмущённые горожане назвали этот жест кощунством и вандализмом и потребовали убрать урны с улиц города. Кидать в них мусор севастопольцы не стали, а использовали как вазоны для цветов.
Год назад они ещё раз появились на проспекте Генерала Острякова и подверглись той же жёсткой критике.
Впрочем, до сих пор наш город «украшают» белые урны с элементами геральдики. Сами по себе они выглядят, может, и неплохо: белые, удобные, с красивой формой. Но почему автору потребовалось размещать на столь утилитарном объекте геральдическую лавровую ветвь — символ мудрости, величия и славы — непонятно. В городе-герое лавровый венок обычно находит себе более достойное место.
Урну с элементами геральдики можно встретить как в парках, так и на улицах.
Актуальности вопросу добавляет предстоящая реконструкция второй половины Центрального кольца: улицы Ленина, площади и проспекта Нахимова.
Напомним: проект, который был представлен бюро Wowhaus, предполагает стилистически продолжить Большую Морскую, создать цельный композиционный ансамбль Центрального городского кольца с сохранением его исторического облика.
Для ощущения преемственности пространств с Большой Морской возьмут наиболее удачные элементы уличной мебели, а кое-что доработают. В частности, узкие урны с остроконечными коронами и видом, и неудобством вызвали очевидное неудовольствие горожан. Теперь же урны в целях безопасности будет венчать кольцо.
Урна-корона на Большой Морской (слева) и макет урн с кольцом, которые планируют поставить на второй части Центрального кольца (справа).
И тут возникает вопрос: а лучше ли это решение, органичнее ли, чем то, что было в советские годы? Не зря же сегодня в реконструкциях общественных пространств мы всё время оглядываемся на «тот» Севастополь. Но можно ли откорректировать проект?
Не хочется, чтобы потомки с горечью признали, что архитектурная неповторимость белокаменного Севастополя безвозвратно пала перед сиюминутной модой и красивостями с рынка.
Ника Заринская
Фото: ForPost, из проекта благоустройства улицы Ленина и проспекта Нахимова