В Севастополе не стихают баталии вокруг глэмпингов
Три этажа риска
Как рассказала в самом начале доклада глава управления Лариса Остапенко, итоги работы отрасли, несмотря на все ограничения этого года, нельзя назвать плачевными. Так, число субъектов малого предпринимательства в гостиничной сфере выросло на 4,7%, а число занятых – на целых 14%. В общественном питании рост субъектов предпринимательства более скромный – на 1,7%. Но это тоже рост, а не сокращение, как во всех отраслях городской экономики в целом.
Такие показатели наводят на мысль, что на самом деле речь идёт о легализации части средств размещения – выйти из тени их вынудило желание получить меры поддержки, которую государство предоставило туристической отрасли. Тем более что число туристов не радует.
С июня по август 2022 года город посетили 270 тысяч человек – это на 10% меньше, чем за тот же период 2021 года. А к 31 декабря снижение по сравнению с 2021 годом достигло уже 25,8%.
В числе мероприятий, которые должны способствовать развитию туризма, было названо и строительство «в рамках грантовой поддержки» модульных некапитальных средств размещения, о которых ForPost неоднократно рассказывал.
Как говорится в отчёте управления туризма, в Севастополе таких проектов было 5. Каждый получатель гранта обязался построить не менее 10 модульных средств размещения, вложив при этом не менее 50% их стоимости. Федеральное законодательство позволяет размещать такие модули и на землях ООПТ. Именно с размещением глэмпингов в Севастополе и связана главная «заковыка».
Сразу оговоримся: отвечая на вопросы депутатов, Лариса Остапенко подчеркнула, что название «глэмпинг» некорректно, и выразила надежду, что разницу между глэмпингами и тем, что строится на грантовые средства по федеральной программе, понимают все. Однако мы позволим себе иногда называть эти сооружения так, как повелось.
Главные споры, напомним, ещё несколько месяцев назад возникли вокруг домиков в урочище Ласпи – они были построены на обвалоопасном склоне, и сам вид их вызывает страх за жизнь туристов. Об этом объекте упомянул на заседании и председатель комитета заксобрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов. Кто возьмёт на себя смелость подписать акт об их вводе в эксплуатацию? – спрашивал депутат.
Домики в Ласпи Севастополь (Первый Севастопольский).
Выяснилось, что никакого акта не будет в принципе, поскольку речь идёт о нестационарных сооружениях. Что ничуть не успокаивает тревожащихся за безопасность людей, которые решат в этих домиках поселиться.
«Места для размещения глэмпингов были выбраны неправильно – они находятся на очень сложном рельефе, в обвалоопасной зоне, в регионе с повышенной сейсмической активностью, – сказал Вячеслав Горелов. – Если бы это были капитальные объекты, существовал бы проект, его экспертиза, и был бы подписан акт смелым и решительным человеком, который гарантировал бы безопасность нахождения людей в этих объектах. Но у нас нет ни того, ни другого. Я не видел расчётов на механическую прочность и не знаю, проводилась ли такая проверка, – говорю это как инженер, который рассчитывал такие конструкции».
При этом трёхэтажные сооружения, напомнил он, возводятся ещё и над местом массового пребывания людей.
«Мне кажется, вы недооцениваете сложность вопросов. Там дожди идут, вода льётся сверху, там ветра сильные. Эта конструкция должна быть рассчитана и на ветровую нагрузку. Три этажа ставится!» – обратился Горелов к представителям правительства.
Конкретных ответов на его вопросы не последовало.
Татьяна Щербакова обратила внимание на глэмпинг в Батилимане, напомнив, что добраться туда и оставить там машину «крайне проблематично».
«Надо задуматься о внесении изменений в федеральные нормативы, которые позволяют реализовывать модульные средства размещения в таких местах», – считает депутат.
Напомним: подробно об устройстве мест размещения в Батилимане и о том, что при этом не было срублено ни одно дерево, в сентябре этого года журналистам рассказал представитель арендатора территории – ООО «Дели-Христо».
Это только начало
Евгений Дубовик поделился открытием: потенциальные места для размещения таких объектов осматривает «комиссия из 19 человек, в которой нет ни одного депутата».
«Они выезжают посмотреть и, может, покупаться, а потом начинаются вопросы», – сказал он, предложив ввести в состав комиссии представителей заксобрания. – Думаю, по крайней мере, мы с Вячеславом Николаевичем <Гореловым> там немного шороху наведём, чтобы каждый работал в одном организме».
Прокомментировать ситуацию с выбором мест вызвалась глава Севприроднадзора Юлия Гаврилова. Однако сказать, что её комментарии дали ответы на все вопросы, нельзя. В прошлом году, напомнила она, в федеральное законодательство об ООПТ были внесены существенные изменения, связанные с «усиленным развитием внутреннего туризма по указанию Президента». Есть и перечень объектов, которые можно строить на особо охраняемых территориях.
«У нас в Севастополе большинство ООПТ – регионального значения. Но некоторые моменты всё-таки коснулись и нас», – сказала Юлия Гаврилова, упомянув о полученном городом «настоятельном указании также принимать участие в развитии внутреннего туризма».
В том же ключе отвечала на вопросы и Лариса Остапенко. Она упомянула, что задача предоставить людям места для экологического отдыха «поставлена нашим гарантом Конституции».
«Эти места должны стать комфортными, доступными, и у них должен быть хозяин», – сказала глава управления, напомнив, что неорганизованные туристы не убирают за собой, оставляя кучи мусора.
И с этим, в принципе, не поспоришь.
При этом участков, на которых члены «стратегического совета» решили «попробовать реализовать эту деятельность», в десятки раз меньше, это предусмотрено федеральным законодательством, – подчеркнула глава Севприроднадзора.
«Хочу отметить, что пока ни один из этих участков не приступил к работе и не принимал туристов, – продолжила Юлия Гаврилова. – Мы неоднократно выезжали на проверки, в том числе совместно с прокуратурой, есть случай, когда предъявили исковое заявление с просьбой взыскать с одного юрлица средства за неисполнение договора. То есть принимаем меры, делаем всё, что в наших силах и полномочиях. Поэтому я хотела бы всё-таки акцентировать внимание на том, что для нас это первый опыт, мы взяли ограниченное количество участков и ещё не приглашали людей к отдыху. Посмотрим, кто дойдёт до финиша и сможет выполнить условия, которые город выставил арендаторам в этих договорах аренды лесных участков».
Прозвучало и обещание учитывать сказанное депутатами и не допускать «никаких послаблений в режимах ООПТ». Но вопросы о безопасности построенного в Ласпи так и остались без ответов.
В финале своего короткого выступления Юлия Гаврилова сообщила, что наряду с недовольными в Севастополе есть большое число людей, которые просят, чтобы подобных мест размещения становилось больше. Прозвучало такое пожелание и в зале заседаний – его высказал глава комитета по городскому хозяйству Вячеслав Камзолов. Лариса Остапенко в ответ сообщила, что новые глэмпинги задумываются в рамках проекта «Винная дорога».
«На данный момент город активно работает с виноделами и с федеральным центром, чтобы позволить нашим малым предприятиям обзавестись такими средствами размещения. Тем более что на федеральном уровне уже есть и законопроект, который будет позволять это делать. И наши инвесторы, наши предприниматели этого хотят. Уже есть прекрасные проекты в проработке – они будут реализованы, как только нам позволит федеральное законодательство», – рассказала глава управления туризма.
В финале обсуждения отчёта Владимир Немцев успокоил главу управления, заметив, что большое количество вопросов и выступлений говорит только о том, как депутаты озабочены развитием туризма. Закончилось всё пожеланием успехов и напоминанием о том, что отрасль эта для Севастополя приоритетная. Присоединяясь к напутствиям, заметим: развитие туризма не должно сопровождаться скандалами, которые вызывают непродуманные, а порой и откровенно дикие решения. И это не только возведение трёх этажей на обвалоопасном склоне, но и волюнтаристское изменение сложившегося рельефа территории Севастополя, о котором стало известно на днях.
Ольга Смирнова