Как новое строительство развивает Севастополь
Сначала цифры за 2022 год: тогда в Севастополе было введено в эксплуатацию 556,9 тысячи кв. метров жилья, что составляет 146% от объёма, предусмотренного паспортом регионального проекта «Жильё». Из почти 557 тысяч квадратных метров на долю многоквартирных домов пришлось 132,12 тысячи кв. метров. Остальное — то есть 424,78 тысячи кв. метров — было построено населением города.
«Ввод жилья на душу населения составил больше 1 квадратного метра. Из 14 введённых в эксплуатацию многоквартирных домов 4 строились на основании разрешительной документации, полученной застройщиками до 18 марта 2014 года. Эти 4 многоквартирных дома входили в перечень „проблемных” домов: это МКД по ул. Вакуленчука, 28, по ул. А. Маринеско, 8б, по пр. Генерала Острякова, 3, и по ул. Горпищенко, 100, 100а», — сообщил Максим Жукалов.
В 2022 году были приняты положительные решения о строительстве ещё 261 объекта индивидуального жилищного строительства и выдано 6 разрешений на строительство многоквартирных домов. Общая площадь многоквартирников составляет 71,92 тысячи кв. метров.
В 2023 году, как ранее сообщал ForPost со ссылкой на Крымстат, объём вводимого жилья резко сократился: с января по август было введено 267 957 кв. метров жилья, или 59,7% от показателей того же периода 2022 года. На то существует ряд причин, о которых Максим Жукалов рассказал ForPost в августе. К тому же аналогичное снижение, как следует из показателей, предоставленных нам главой Союза строителей Севастополя Александром Лившицем, отмечается и во многих других городах России.
Ряд вопросов, заданных депутатами 30 ноября, касался будущего строительства. Вячеслав Аксёнов попросил прокомментировать тот факт, что при КРТ (комплексном развитии территорий) строительство жилья опережает строительство социальных объектов. Однако признать, что надо поступать наоборот, и.о. замгубернатора не согласился.
«Законный аргумент застройщика — если нет многоквартирного жилья, нет и потребности в социальной инфраструктуре, а её содержание потребует бюджетных затрат, — пояснил он. — Поэтому при обсуждении договоров о КРТ предусматривается этапность. Но мы говорим о том, что после возведения определённого объёма жилья необходимо и создание социальной инфраструктуры. Строить же школу, пока нет тех, кто в неё пойдёт, наверное, нецелесообразно».
Подробнее остановиться на взаимоотношениях города и застройщиков попросил Сергей Борисов. Максим Жукалов предложил взять в качестве примера застройку в районе 7-го километра Балаклавского шоссе. Первые два этапа, подчеркнул он, застройщик выполняет за свой счёт:
«Застройщик обеспечивает коммунальную инфраструктуру, прокладывает сети, осуществляет строительство дорог. В последующем действительно потребуется развитие коммунальной инфраструктуры, но это заложено уже и в проекте Генерального плана — она потребуется не только для этой конкретной территории, но и для развития всего города. Если мы говорим о реконструкции водопроводных узлов, то их мощность необходимо увеличивать. И это нужно не только застройщикам, но и всему городу, в том числе для реализации проектов федеральных».
Объёмы строительства жилищного фонда, подчеркнул Жукалов, учитываются на федеральном уровне при принятии решений об участии регионов в федеральных программах — например, программы «Чистая вода» и «Стимул».
«Вопрос не только в интересах застройщиков, но и в развитии самого города. Для этого мы привлекаем федеральные средства в том числе», — ещё раз подчеркнул Максим Жукалов.
Следующей территорией, на которой начнётся реализация одобренных проектов КРТ, может стать, по словам Максима Жукалова, 6-й километр Балаклавского шоссе. Территория же Красной Горки, о которой спрашивала Татьяна Щербакова, была из списка пригодных для КРТ исключена — и отнесена к озеленённым территориям общего пользования.
Ольга Смирнова