«Добровольный неоплачиваемый отпуск». Что происходит на рынке труда в России?
По итогам третьего квартала число работников крупных и средних организаций, ушедших в отпуск без сохранения заработной платы, составило 3,44 млн человек. Об этом сообщает РБК со ссылкой на исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
При этом, в 2,4 раза за год снизилось число сотрудников в простое: впервые за десятилетие оно оказалось на отметке ниже 100 тыс. — чуть менее 99 тыс. человек.
Ситуация наблюдается на фоне нехватки персонала и рекордного снижения безработицы: согласно опросным данным Росстата, уровень безработицы в России летом был на уровне 3%, а в октябре снизился до очередного исторического минимума — 2,9%.
Рост числа отпускников за свой счет на фоне снижения количества сотрудников в простое может свидетельствовать об усилении проблемы скрытой безработицы: работодателю в сложной экономической ситуации выгоднее вынудить работников уйти в отпуск без содержания, чем оплачивать простой.
С другой стороны, по их оценкам, это может быть обратной стороной увеличения объема сверхурочной работы в компаниях, которую сотрудники пытаются компенсировать отгулами (достаточно уйти в однодневный отгул, чтобы попасть в статистику отпусков без сохранения зарплаты).
Как отмечают во ВНИИ труда Минтруда России, скрытая безработица наблюдается, когда безработица высока, а предложение новых позиций на рынке труда минимально. В этом случае сотрудник заинтересован в сохранении формальной связи с предприятием. В текущих условиях такой мотивации у работника нет: на рынке достаточно предложений о работе.
При этом, снижение простоев в третьем квартале 2023 года сопровождалось ростом числа работников, взявших отпуск без сохранения зарплаты, — на 142,3 тыс. человек за год, то есть примерно на аналогичную величину. В итоге количество ушедших в отпуск за свой счет достигло десятилетнего максимума в 3,44 млн человек (или 10% среднесписочной численности сотрудников средних и крупных организаций).
Больше всего число бравших отпуск за свой счет в третьем квартале выросло в строительстве (+14%), научной и технической деятельности (+7%), здравоохранении и образовании (+6%).
В результате суммарная численность работников, трудившихся в режиме неполной занятости по тем или иным причинам (простои, отпуск без содержания, неполное рабочее время), в третьем квартале 2023 года составила 4,61 млн человек (13,7% списочной численности), что соответствует уровню годичной давности — в третьем квартале 2022 года частично занятых было 4,66 млн человек (14% списочной численности).
По данным экспертов, сокращение простоев при одновременном росте числа отпусков без содержания может быть связано с двумя причинами.
Во-первых, предприятия стараются максимально загружать мощности, поэтому большинство экономически активного населения обеспечено работой. В этой ситуации у части сотрудников, ранее готовых трудиться сверхурочно и больше зарабатывать, со временем появляется запрос на отдых, поэтому они отказываются от переработок, а кто-то даже решает брать дополнительные выходные дни.
Однако возможен и другой сценарий, при котором предприятия, испытывающие финансовые трудности, заставляют сотрудников уходить в отпуск без содержания.
Более того, подчиненных изначально могут отправлять в простой (он должен оплачиваться в размере 2/3 зарплаты) или урезать ставку, а уже потом, если период неработы затягивается и становится для предприятия накладным, — в отпуск за свой счет.
«В этом случае формально добровольный неоплачиваемый отпуск в действительности будет являться одной из форм скрытой безработицы», — отмечают аналитики.
Фото: архив «ИНФОРМЕРа»
Материалы по теме: