Резкое подорожание яиц в России готовилось на протяжении последних пяти лет
Данную информацию Лисовский озвучил на круглом столе в Госдуме 18 декабря:
«У нас проблема с продуктами возникает не одноразово и неожиданно — она, скажем так, имеет историю. Если взять яйцо, у нас за последние годы очень много фабрик остановились, разорились и перепрофилировались. Было видно, что у нас будут проблемы со столовым яйцом. К сожалению, никто на это внимания не обращал. Я уже не говорю о том, что в последние годы яичные фабрики работали в убыток, и никто им убыток не компенсировал».
Лисовский рассказал, что ещё со времён СССР было очень много владельцев яйцефабрик, прилагавших максимальные усилия для сохранения своих производств. Но когда они умирали, фабрики закрывались, потому что наследникам они были не нужны из-за убытков.
«Это тоже была тенденция всем понятная — ничего нового, ничего неожиданного не было», — отметил парламентарий.
У него возникли претензии к Минсельхозу России и Федеральной антимонопольной службе. К первому ведомству — так как его сотрудники должны просчитывать риски и сообщать своему руководству и правительству РФ о проблемах. Ко второму — из-за того, что ФАС возбудила дела против производителей яиц в связи с повышением оптово-отпускных цен.
«ФАС вдруг обнаружила картельный сговор. Мы бьёмся с 2009 года, чтобы доказать, что у торговых сетей есть картельный сговор, но ФАС почему-то никак не найдёт этот картельный сговор. А как надо наказать провинившихся крестьян, то прямо мгновенно картельный сговор находится. Хотя это смешно... Если они за счёт конъюнктуры <рынка> компенсируют свои потери, которые они накопили годами, — это никакой не картельный сговор», — сказал Сергей Лисовский.
Его удивило, что Минсельхоз «даже не заступился за сельхозпроизводителей», которые «совершенно ни при чём», а «просто вся экономическая ситуация складывалась в последние годы так, что у нас будет кризис с яйцом, с мясом птицы».
«Последние ситуации, которые складываются на продовольственном рынке, говорят о том, что за текущей работой, может быть, Минсельхоз не всегда успевает смотреть на тенденции, которые могут быть опасны в перспективе... Когда прокурор, представитель Генеральной прокуратуры на экран стал говорить, что ''мы накажем'', — честно говоря, стыдно. Уж кто-кто, а наши сельхозники делают всё, чтобы у нас продукты питания были по доступной цене», — добавил депутат.
В среднем по России цена десятка яиц достигла 121,79 рубля, по данным Росстата на 14 декабря. Это рекорд за последние десять лет, заявила ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз».
Но если Росстат предполагает, то розничная торговля располагает — и просит куда больше. Так, на рынке в Севастополе за десяток просили 175 рублей.
Читайте также: Километровые очереди привели к яйцам в «одни руки» и поштучно
Торговые сети подняли цену
У птицеводства «долгие годы не было возможности развиваться так, как было необходимо», и возник «такой накопленный эффект» в 2023 году, подчеркнула заместитель генерального директора Российского птицеводческого союза Елена Степанова.
В производстве яиц есть «характерная особенность» — «летний спад цен» на них: птицеводы «продают в торговлю» яйца ниже их себестоимости, обратила внимание она. Это «очень серьёзный период», когда падают доходы предприятий и, например, не хватает денег на покупку кормового зерна, пояснила Степанова.
«Дальше рост цен происходит где-то с сентября. И мы обращаем внимание, что это — не рост цены, а восстановление цены после летнего падения. Как правило, это восстановление цены. Её повышение не всегда обеспечивает производителю необходимую рентабельность, чтобы развиваться дальше. Очень многие предприятия действительно банкротятся, закрываются из-за того, что низкая доходность», — уточнила она.
В этом году восстановление после летнего удешевления «наложилось ещё на повышенный спрос со стороны населения» — у людей выросли доходы и возникла «востребованность нашей продукции как самого дешёвого источника животного белка», сказала замгендиректора Российского птицеводческого союза.
«Хочу обратить внимание, почему так резко стала расти цена. Ценообразование у производителей сегодня идёт по двум моделям. Это долгосрочные контракты, в которых предусмотрены и отпускные цены, и объёмы поставок. И тендерные закупки, когда выходят торговые сети со своим предложением на торги — и диктуют закупочную цену. Если раньше летом было резкое падение <закупочной цены> из-за того, что торговля на торгах ставила её такой низкой из-за низкой востребованности <яиц> летом. То в сегодняшней ситуации эта цена — достаточно высока на торгах. И по нашей оценке, именно этот механизм тендерных закупок разогнал цену на потребительской полке и дал возможность обвинять наших производителей в том, что они завышают отпускную цену», — отметила Елена Степанова.
Она отметила, что по долгосрочным контрактам, по которым идут 60% поставок, работают крупнейшие производители яйца, но «торговля не очень охотно их заключает».
«Допустим, крупный производитель — Окская птицефабрика. У них с 2021 года ни в одной торговой сети не изменилась цена. По всем торговым точкам эта цена была стабильна. ''Роскар'' — тоже самое: где-то с начала 2022 года до октября 2023-го цена по контрактам не менялась, она находилась на уровне 65-70 рублей за десяток в зависимости от категории. И только в октябре эта цена по контрактам была пересмотрена — на уровне 79-80 рублей на ближайшую перспективу», — привела примеры Степанова.
Контракты предусматривают взаимные интересы производителей яиц и торговых сетей, а также «нивелируют резкие падения, волатильность цен, выстраивают более добросовестные отношения между поставщиками и торговой сетью», обратила внимание замгендиректора Российского птицеводческого союза.
Читайте по теме: Почему российская Ряба теперь несёт только яйца Фаберже?
Что можно сделать
Российский птицеводческий союз видит, как выйти из сегодняшней ситуации, рассказала Елена Степанова:
зафиксировать торговую наценку на уровне 5% от закупочной цены, и это предложение поддержала Федеральная антимонопольная служба;
сократить сроки расчётов торговых сетей с поставщиками за продукцию;
перейти на заключение долгосрочных контрактов производителями продукции и торговыми сетями.
Зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский не верит в фиксированную торговую наценку, о которой говорят давно, — «сети обманут». Зато другие предложения он поддержал:
«В отношении долгосрочных договоров — так работает весь мир. Все договоры на поставку яйца во всём мире — годовые, в них фиксируется цена. Просто <российские> сети хулиганят, они не хотят фиксировать объёмы, не хотят фиксировать цену».
Напомним, в правительстве РФ поддержали обнуление таможенных пошлин на импортные яйца с января до июля 2024 года — для стабилизации ситуации в нашей стране.
В частности, должны быть завезены азербайджанские и турецкие яйца. Однако только их себестоимость может достичь 120 рублей, как подсчитали специалисты, что равно средней цене отечественных яиц уже на полках магазинов РФ.
Также возможны поставки из Ирана, согласно информации Евразийской экономической комиссии, наднационального регулирующего органа для РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.
Экстренные меры стали принимать, когда вопрос о ценах на яйца задали президенту Владимиру Путину на прямой линии 14 декабря. По мнению главы государства, ситуация связана со «сбоем в работе правительства».
При этом отечественные производители не смогли удовлетворить растущий спрос на яйца, а импортных не хватило, уточнил Путин. Хотя, по его словам, глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев говорил, что «всё в порядке».
Снижение цен на яйца, возможно, произойдёт в 2024 году. Надежду на это выразил сам Патрушев. Аналогичное мнение высказали в ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз».
Читайте ещё: Депутаты Севастополя признали неостановимый рост цен на продукты
Алексей Лохвицкий