Севастопольцам придется выбирать между такси дешевым и такси безопасным
Сел - плати
Сегодняшнему состоянию севастопольского такси был посвящен очередной выпуск «ForPost – Реактор», участие в котором приняли председатель профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Алла Лазарева, глава Ленинского района и на протяжении многих лет – руководитель региональной общественной организации «Дорожный контроль ― Севастополь» Максим Сердюк и юрист, руководитель общественной организации "Защита интересов граждан" Антон Афанасьев.
Ни для кого не секрет, что главная претензия горожан к работе такси – высокие цены. Резко поднялись они, в частности, в конце лета – начале осени 2023 года. Говоря об этом, Алла Лазарева попросила не считать, что «так захотелось» водителю или диспетчеру: цены выросли не только на топливо, но и на запчасти, ремонт и обслуживание автомобилей.
Максим Сердюк, как и участники включенного в программу уличного опроса, видит в сегодняшней ситуации с такси не только плохое, но и хорошее. В частности, считает он, улучшилось состояние используемых для перевозок автомобилей.
«Раньше приезжало такое, что ты даже не знал, доедешь ты или нет», – напомнил он.
Это утверждение диссонировало с рассказом другой участницы разговора. Алла Лазарева, чей стаж работы на рынке такси составляет, по ее словам, 25 лет, считает, что до определенного времени дела на рынке «постепенно шли в рост», а все его участники старались придерживаться единых правил.
«С 2015 года постепенно, а был и момент, когда и резко, все остановилось и пошло назад», – сказала она, добавив, что рынок начал постепенно превращаться во «что попало».
Но вернемся к ценам. Говоря о них, Максим Сердюк выразил несогласие с распространенной в Севастополе практикой: садясь в такси, пассажир уже видит на счетчике рублей 150 «за посадку».
«Это, я считаю, абсолютно неправильно: считается, что при вызове такси у тебя есть бесплатное время, в течение которого ты должен прийти и сесть в автомобиль. И с этого момента должна идти вся тарификация», – сказал глава района.
Однако тут же добавил: если для пассажира этот вопрос принципиален, его всегда можно разрешить путем переговоров с диспетчером. Да и вообще размер оплаты «за посадку» зависит от платежеспособности клиента: если он спешит, у него есть возможность доплатить за скорость предоставления машины.
Эта надбавка «за скорость» упоминается при спорах о такси регулярно. И, как не раз приходилось слышать, водители и диспетчеры попросту шантажируют граждан этой «скоростью»: если ты не готов раскошелиться за быстрое предоставление автомобиля, ждать его можно до морковкина заговенья.
Тут автор позволит себе рассказать историю из собственного опыта. Не так давно, пытаясь доехать от остановки Больничный комплекс до департамента архитектуры на ул. Рабочая, 5а, я 25 минут ждала если не 25-го автобуса, который ходит прямо до Рабочей, то хотя бы транспорта с маршрутов 17, 20 или 26 – дабы доехать до ул. Ревякина и там сделать столь милую департаменту транспорта пересадку. Но оказалось, что и на Ревякина сесть на что-то идущее до Рабочей не так-то просто. Запас времени стремительно таял, и я вызвала такси.
Диспетчер сразу же осведомилась, готова ли я платить за срочность. Я отказалась, добавив, что нахожусь в двух шагах от автовокзала, где машины есть всегда. Минут через 8 подъехал автомобиль, на счетчике которого красовалась сумма 200 рублей – именно столько с меня полагалось только за посадку.
Увидев мое удивление, водитель сообщил: ему было сказано, что заказ срочный. Позвонив в диспетчерскую и напомнив о состоявшемся разговоре, я добилась уменьшения своего «долга» на 50 рублей, то есть с 200 рублей до 150. Вряд ли кто-то станет утверждать, что вся эта ситуация нормальна и идет на пользу имиджу Севастополя как города «высокой культуры быта».
«Кто быстрее, тот и лучше»
В ходе обсуждения проблем, мешающих вывести такси в Севастополе на достойный уровень, участники программы порой расходились во мнениях. Но в чем они солидарны – так это в том, что между качеством и безопасностью услуги и ее ценой существует прямая связь. Ведь безопасное такси – это прежде всего такси легальное, работающее с соблюдением всех норм и правил. В том числе – гарантирующее график работы водителей, прохождением ими медосмотра перед сменой, техосмотра автомобилей и пр.
Все это требует значительных затрат, которых избегают работающие нелегально или полулегально. Не приходится говорить о соблюдении графика и там, где водитель совмещает работу в такси с основной деятельностью. Все это заставляет экспертов утверждать, что такси – дело профессионалов.
Поддержать работающих на законных основаниях, подчеркнул Антон Афанасьев, могли бы некоторые преференции со стороны государства. Как минимум, такими мерами могли бы стать предоставление законно работающим такси выделенных полос и удобных автостоянок.
Однако и контроль со стороны государства, считает Афанасьев, должен быть усилен:
«В Москве ты никогда не сядешь в такси, не зная, кто за рулем: вся машина внутри «обклеена» сведениями о водителе, есть его фотография и QR-код, с помощью которого ты можешь узнать, легально он работает или нет. Плюс рейды, которые постоянно устраивают сотрудники ГИБДД, чтобы проверить наличие российского водительского удостоверения и всю разрешительную документацию. Контроль должен быть не столько жесткий, сколько постоянный и системный».
Постоянный мониторинг и отстранение проштрафившихся от работы в такси могли бы исправить ситуацию, – считает юрист. Не раз всплывала в разговоре и тема страховки. Выдача разрешений, подчеркнул Антон Афанасьев, должна быть привязана к наличию страховки по виду деятельности «такси».
«Сегодня многие перевозчики, даже легальные, ездят по обычному полису ОСАГО. И при наступлении негативного события страховая компания откажет пассажиру, поскольку страховка для такси предполагает совсем другой уровень ответственности», – пояснил он.
Все виды перевозок, подчеркнул Афанасьев, регулируются Уставом автомобильного транспорта. В числе прочего там прописана и обязанность всех перевозчиков страховать свою ответственность перед ними. В Севастополе же, как уже было сказано, ситуация иная.
Тут, однако, обнаружились новые интересные подробности из жизни городского такси. О них упомянула Алла Лазарева, положительно оценившая работу сегодняшнего состава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
«В последние два года мы были даже приятно удивлены, потому что получили то, чего много лет добивались. Я с 2014 года добивалась, чтобы таксисты получали полис ОСАГО (для такси – ред.), но это было что-то нереальное. Я прошла все инстанции, которые только можно было, я была в прокуратуре России с документами о том, что творится у нас с ОСАГО. В результате этим вопросом занимался наш прокурор.
То есть все этапы, которые только можно было пройти, мы прошли. Но только в прошлом году ситуация сдвинулась с места: у нас пошла волна получения полисов, причем по нормальной цене», – рассказала она.
Значительно ускорилась, по ее словам, и выдача разрешений: если раньше их нужно было ждать месяц, то теперь – максимум три дня.
«Нужно отдать должное – на этом этапе департамент только помогает предпринимателям. И это усилило желание водителей легализоваться», – добавила Лазарева.
У выдачи таксистам полисов, правда, тоже нашлась обратная сторона: как только она «стала массовой», полисы, по словам Аллы Лазаревой, начали расти в цене. А это, в свою очередь, тоже сказывается на цене проезда.
Одним словом, разорвать связь цены и качества, как и в большинстве подобных случаев, невозможно. Эксперты отдают приоритет качеству: за выход в рейс без медосмотра и проверки состояния автомобиля, считает Максим Сердюк, должна следовать «ответственность вплоть до уголовной».
«Но повысится и стоимость, это неизбежные вещи», – добавляет он.
Опрос же, проведенный журналистами ForPost на улицах города, показал другую картину. Как сказал один из опрошенных, «кто скорее приедет, тот и лучше». Мнение это не единичное. И вызвано оно в том числе и шантажом по схеме «не доплатишь за скорость – жди до скончания века». Так что спрос на скорость и дешевизну, пусть даже в ущерб качеству, сохраняется. Отсюда и успешное существование на рынке такси, которые, как выразилась Алла Лазарева, «работают, как считают нужным».
Гораздо более оптимистичный взгляд у Максима Сердюка. По его ощущениям, таких в городе становится гораздо меньше.
«Ушло как минимум две организации, которые портили имидж водителей такси в городе Севастополе. И не только в Севастополе», – подчеркнул он.
Ольга Смирнова