Как в Севастополе живут «неудобные» люди
Трудности прежде всего связаны с тем, что инклюзия требует комплексного сопровождения особого ребёнка, а его у нас нет, считает руководитель СРОО «Особые дети» Людмила Халикова.
Инклюзия в образовании — это не просто помещение ребёнка с особенностями развития в обычный класс или группу в детском саду. Важно, чтобы такого ребёнка сопровождал тьютор — человек, который знает, как вести себя с особым ребёнком, как адаптировать под него учебную программу. Но таких специалистов в Севастополе днём с огнем не сыщешь, да и штатные должности в образовательных учреждениях для них не предусмотрены, пояснила Халикова.
«Дело даже не в подготовке. У нас нет людей, готовых стать тьюторами. Потому что, с одной стороны, есть требования, что у тьютора должно быть педагогическое образование, а с другой — педагогический стаж идти не будет на этой должности. И, как правило, у них очень низкая зарплата — от 8 до 16 тысяч рублей», — перечислила основные проблемы собеседница издания.
В итоге чаще всего роль тьюторов для своих детей выполняют родители. Правда, это не самый лучший вариант с учётом специфики детско-родительских отношений.
«Как правило сил родителя хватает на начальную школу, но проблемы и сложности нарастают, и потом такие дети переходят на домашнее обучение», — констатирует специалист.
К тому же помощь нужна не только особым детям, но и их родителям, подчеркивает Людмила Халикова. Ведь большинство социальных функций для своего ребёнка выполняют самые близкие люди — мамы и папы.
Роль инклюзии как раз в том, чтобы дать родителям сложных детей возможность иметь немного свободного времени для себя.
«Если у родителя не будет хоть маленькой паузы в течение дня, недели на себя и восполнение своих ресурсов, все советы мира будут бессмысленны», — убеждена Людмила Халикова.
Подробнее о том, каково быть мамой «неудобного» ребенка, чем приходится жертвовать родителям во имя жизни другого человека и с какими предрассудками в обществе таким семьям приходится сталкиваться, — в новом эпизоде подкаста «Даобаб».