Севастополь станет немного типичнее
«В здравоохранении у нас признано такими 204 проекта. Но тут возникла другая проблема: эти проекты являются рекомендуемыми, и регионам все равно хочется попроектировать. Мы сейчас вносим изменения, когда проект, при наличии решения в типовом банке, станет обязательным для использования на бюджетных объектах», – рассказал об инициативе глава Минстроя России Ирек Файзуллин.
По его словам, рекомендательный режим сменится на обязательный через пару месяцев, после соответствующего правительственного решения. Сейчас в банке Минстроя 1046 проектов больниц, детских садов, школ и жилых домов для повторного использования, и это число постоянно увеличивается.
Фото: https://ingineering-sch.edusev.ru/
Как архитекторы относятся к такому решению в целом и конкретно в городе, который стремится иметь свое собственное лицо? С этими вопросами ForPost обратился к севастопольским архитекторам разных поколений Елене Белоус и Георгию Григорьянцу, а еще к историку архитектуры, профессору МАРХИ и СевГУ Елене Овсянниковой.
Елена Белоус обратила внимание на факторы, которым могут не соответствовать типовые проекты. Применительно к Севастополю – это сейсмическая активность и климат.
«Если речь не идет о разработке отдельного банка типовых проектов для нашего региона, то данные факторы явно будут противоречить применению типовых решений, пригодных в более холодных и сейсмически спокойных районах России», – отмечает она.
Тотальные типовые решения ставят под вопрос и архитектурную неповторимость, которая характерна для очень многих российских городов.
«Городам и регионам не просто "хочется попроектировать", но и хочется сохранять свое индивидуальное лицо. Не становиться похожими друг на друга, как две капли воды», – объясняет она.
Сходные возражения против типовой застройки изложил в своей статье севастопольский архитектор Георгий Григорьянц. Она была написана чуть раньше, чем Минстрой объявил о переводе бюджетного строительства на типовые рельсы, но по случайному совпадению была опубликована на сайте Союза архитекторов именно в тот день.
Период, когда нужно было строить много, быстро и дешево, давно ушел, пишет архитектор. Казалось бы, пришел срок создавать «нечто свое, характерное, в традициях, с учетом климата», а еще – отражающее время. В 2000-х годах такие попытки в Севастополе были, в том числе - в сфере образования, но все уперлось в противодействие строительной отрасли. И продолжилась та же самая безликая типовщина – только крашеная и повыше. Детские сады, школы, дома – все похожи на конструктор «Лего».
«В типовой школе и типовые дети», – пишет архитектор.
Однако школы, детские сады, поликлиники были преимущественно типовыми со времен Союза. В самом понятии «типовой проект» нет ничего дурного и постыдного. Вопрос, что это за типовые проекты, кто их выбирает и по каким критериям, говорит историк архитектуры, нежно любящая Севастополь Елена Овсянникова.
Она тоже настаивает: проекты должны быть районированы климатически. В возрождаемом из разрухи Севастополе это было именно так.
«В послевоенной архитектуре Севастополя применялось много типовых секций жилых домов, в том числе – разработанных специально для южных регионов и для города. Например, галерейные дома в районе Новороссийской улицы. Тот же Мелик-Парсаданов <один из главных архитекторов Севастополя и Крыма. – Прим. авт.> занимался именно крымскими вариантами террасной и прочей застройки – от малоэтажной до домов-башен», – говорит она.
Ул. Новороссийская, 16. Декоративные элементы под балконами почти все разрушены
Какие именно приемы сделали типовые секции послевоенных севастопольских домов совершенно незаметными, и вообще о том, как сегодня рассмотреть первоначальный архитектурный замысел Севастополя, – в другом материале ForPost.
А вот «индивидуальные проекты» последних лет часто совсем не украшают город, отмечает Елена Овсянникова.
«Сейчас разгул дикого самостроя и бездарнейших, хоть и не типовых, проектов, которые уродуют города – с единственными мыслями о квадратных метрах и прибыли», – говорит она.
Примеров этому достаточно и в настоящем, и, возможно, в будущем – архитектурно-художественный совет регулярно отправляет на переработку дизайн-проекты новых севастопольских зданий.
Очень важно, что за проекты попадают в банк Минстроя, кто их выбирал и по каким критериям, подчеркивает Елена Овсянникова. Может обнаружиться, что типовой проект окажется не только не самым гармоничным, но и не самым экономичным решением.
«Если фактический отбор будет делаться с приоритетом финансовой выгоды строительной отрасли, эти типовые проекты не будут дешевыми, – прогнозирует ученый. – Сейчас налицо конфликт строительного синдиката с профессиональными архитекторами – вместо них выгоднее нанимать халтурщиков без опыта».
Одним регулированием ситуацию не изменить, в очередной раз подчеркивает Елена Овсянникова:
"В этом вопросе все зависит главным образом от культурного уровня чиновников и рядовых граждан".
Впрочем, не только в этом.
Светлана Косинова