"Детей обмануть куда сложнее, чем взрослых"
Гамлета отодвинули на второй план
– Антон, совсем недавно вы сыграли роль Гамлета, о чем мечтают многие артисты. Что же в ваших дальнейших планах?
– Сказать по правде, вопреки общепринятому стереотипу я никогда и не мечтал о роли Гамлета. Работа над этим спектаклем была довольно долгой и непростой. Режиссер Геннадий Тростянецкий имеет совершенно иной взгляд на способ существования актера на сцене, так что мне и многим моим коллегам приходилось подстраиваться и адаптироваться. Работа над ролью усложнялась тем, что в прочтении Геннадия Рафаиловича история самого принца Гамлета ушла на второй план, было вырезано много сцен, текста и практически все его известные монологи. В нашей интерпретации "Принца датского" главными героями становятся Полоний и его дети.
Чем больше препятствий, проб и ошибок на пути к созданию роли, тем она становится более значимой и любимой. Так что мне очень повезло сыграть Гамлета. У меня была уникальная возможность прикоснуться к такому материалу, а также поработать с интереснейшим режиссером Геннадием Рафаиловичем и получить этот незабываемый, бесценный опыт.
Работа над ролью Гамлета далась не просто.
– А как случилось, что юноша из Шуи, занимавшийся танцами, вдруг приехал поступать в Иваново именно на актера драматического театра, а не на хореографию?
– Действительно, с раннего детства я танцевал, окончил музыкальную школу по классу хореографии. Позднее стал участником ансамбля народного танца "Озорники", с которым завоевал множество различных наград. Моим педагогом был заслуженный работник культуры Александр Николаевич Смирнов. Поначалу я даже хотел связать свою жизнь с танцами и стать профессиональным танцовщиком, но из-за высоких физических нагрузок появились проблемы со здоровьем – мне пришлось уйти.
Я оказался в художественной самодеятельности на базе ЖЭУ № 6, позднее там был основан театр эстрадных миниатюр "Каламбур". Играл детские спектакли, сценки, миниатюры, пел и танцевал. Со временем втянулся и стал получать от этого огромное удовольствие. Основателем и руководителем "Каламбура" была Светлана Александровна Буслаева, она же и предложила мне поехать в Иваново поступать на актерское отделение. Я так и сделал после окончания 11-го класса: в 2006-м поступил в училище культуры, с 2010-го зачислен в труппу театра, где и служу по сей день.
СПРАВКА. Антон Попов родился 31 июля 1989 года в Шуе. Окончил областное училище культуры по специальности "Актерское искусство". С 2010-го зачислен в труппу Ивановского драматического театра. За эти годы им сыграно более 40 ролей. Среди них – Кудряш ("Гроза" Островского), Алёша Карамазов ("Мальчики" Достоевского), Тартюф ("Тартюф" Мольера), Солёный (Три сестры" Чехова), Гамлет ("Гамлет" Шекспира)... В 2023 году стал лауреатом Премии губернатора Ивановской области.
– Ваши родители имели отношение к искусству? Как они отнеслись к вашему выбору (существует стереотип, что родители часто против того, чтобы ребенок становился артистом)?
– Нет, мои родители никогда не имели отношения к искусству. Мама работала в пенсионном фонде, отец служил в МВД (капитан милиции). Они всегда и во всём меня поддерживали. Видели, что у меня с детства была тяга к искусству и творчеству, поэтому, когда я сказал, что хочу поступить на актерское отделение, родители отнеслись к моему выбору с пониманием.
Роль в стихах – серьезное испытание
– На сцене ивановского драмтеатра за 15 лет вы переиграли множество персонажей. Недавно вот Тартюфа – значимую для многих артистов роль. Легко ли она далась (у Мольера довольно сложный текст), как шла работа над спектаклем и довольны ли вы результатом?
– Да, в 91-м сезоне мы открылись премьерой "Тартюфа" в постановке Антона Свита и режиссера по пластике Карелии Алексеевой. Пожалуй, главной сложностью в работе над этой ролью было выучить текст Мольера – это моя первая роль в стихах! Было непросто, оставаясь в контакте с партнерами по сцене, держать мелодику и ритм стиха и чтобы при этом тебя было слышно и понятен текст. К артикуляции и дикции режиссер был очень требователен. Доволен ли я результатом? Вы знаете, я не останавливаюсь на достигнутом, поэтому для меня работа продолжается. Каждый раз, выходя на сцену, находишь что-то новое, пробуешь, ищешь, мне кажется, в этом и есть прелесть актерской профессии.
– Ваша супруга – актриса драматического театра Татьяна Кочержинская. Меня всегда занимал вопрос: сложно ли совмещать служение театру и бытовые обязанности? Может быть, искусство невозможно отложить, и обсуждение рабочих моментов продолжается и дома?
– Ну, конечно же, без разговоров о спектаклях нельзя обойтись и в домашней обстановке. Но поскольку мы с Таней – оба актеры и работаем в одном театре, то нам проще. У нас, так сказать, больше общих точек соприкосновения, мы обсуждаем рабочие моменты, репетиции... Мне кажется, сложнее приходится тем парам, где один из членов семьи – актер, а другой не имеет к творчеству никакого отношения.
– Доводилось ли вам быть партнером супруги на сцене? Вы следите за ролями друг друга? Обсуждаете?
– Да, мы с Таней часто бываем заняты в одном спектакле. Вот, например, в "Гамлете" она играет мою мать Гертруду, а в "Ужине по-французски" – мою любовницу Жаклин. Конечно, мы обсуждаем всё, что происходит у нас в театре, и стараемся поддерживать друг друга, помогать, если что-то не получается, подсказывать.
Если юный зритель начал разговаривать, вернуть его внимание уже трудно
– В Ивановском драматическом театре вы переиграли множество сказочных персонажей в новогодних кампаниях. Работа для детей в праздники сильно отличается от игры для взрослых?
– Мне кажется, детей обмануть не получится. Они быстро считывают, погружен ли ты в тот персонаж, который изображаешь, или в предлагаемые обстоятельства. Маленькие зрители тут же теряют интерес к происходящему на сцене и начинают ерзать или разговаривать. И вернуть их внимание очень сложно.
– Вы никогда не задумывались, какую бы профессию выбрали, если бы не стали артистом?
– Мне сложно сказать. Скорее всего, искал бы себя в чем-то творческом.
– В одном из телеинтервью вы сказали, что вам было бы интересно сняться в кино. Вы не оставили эту идею и какие фильмы вам интересны?
– Да, мне действительно очень интересно приобрести опыт в кино. В театре мы привыкли всё укрупнять: жесты, мимику, речь. А в кино чаще бывает наоборот: один взгляд в кадре может рассказать больше, чем монолог в три листа, который артист произносит на сцене. Было бы любопытно овладеть такими актерскими навыками. Отдаю предпочтение фильмам, которые цепляют, заставляют погрузиться в происходящее, забыть о делах и проблемах. И неважно, комедия это или боевик, триллер или фантастика.
"Комедию играть сложнее, чем драму"
– Есть роли, которые выводят артистов на новый уровень, но зритель их может не заметить, а есть такие, которые, наоборот, востребованы зрителем, но скучны вам?
– Я думаю так: если какая-то роль прошла мимо зрителя (осталась незамеченной), то, может, дело не в зрителе, а в артисте? А что касается понятия "скучно", то в актерской профессии это плохая тенденция (смеется). За всё время работы в театре я понял одно: если тебе стало скучно в профессии, то нужно срочно уходить… В режиссуру, например (смеется).
– Что вам ближе и интереснее – комедия положений или серьезный драматургический материал?
– Как по мне, то комедию играть сложнее, чем драму, зато драму интереснее. Но я за баланс, за то, чтобы актер мог свободно себя чувствовать как в комедии, так и в серьезном драматургическом материале.
– Что бы вы хотели пожелать своему зрителю в наступившем году?
– В первую очередь – крепкого здоровья! И пусть все ваши заветные желания и мечты сбываются! Давайте видеться в театре чаще!